19.06.2024

Чем занимается методист онлайн-школы и нужен ли он вам

Когда пора приглашать методиста в онлайн-школу, сколько ему платить, что он будет делать и как поможет увеличить прибыль? Ответы — в статье.

Изображение: Шедеврум

Кто такой методист онлайн-школы

Боль в онлайн-обучении №16547: эксперт жаждет поделиться всеми своими знаниями в одном курсе, готов записывать уроки по часу-два и учить будущих специалистов, но люди почему-то не радуются гигантскому объёму информации, а бросают учиться или просят о возврате денег. 

Так получается, что часто весь объём знаний для освоения профессии не нужен: ученикам достаточно выжимки знаний и основных понятий, остальное они готовы нарабатывать собственным опытным путём. А что-то им и вовсе не пригодится за всю жизнь. 

Чтобы разрешить этот конфликт (и многие другие) между экспертом и студентами, в онлайн-школе нужен методист. Тот, кто поможет прийти к золотой середине и балансу. 

Методист — это специалист, который занимается разработкой образовательных программ, процессов, делая обучение понятным и интересным для учеников.

В результате его работы студент проходит обучение от начала до конца, приходит к своей цели, остаётся доволен пройденным курсом. В идеале этот студент ещё и советует вашу онлайн-школу друзьям и хочет покупать и другие ваши курсы. 

Примеры того, что делает для этого методист онлайн-курсов.

  • Помогает студенту поставить цель в начале обучения и оценить свой результат в конце. 
  • Разрабатывает дорожную карту: то, как ученик получит желаемый результат.
  • Работает над сценарием уроков, чтобы люди не бросали смотреть на середине.
  • Делает домашние задания, которые ученики будут выполнять и понимать.
  • Поддерживает мотивацию студентов.
  • Собирает обратную связь от учеников.

Методист становится своеобразным мостиком между экспертом и учениками: переводит сложный язык на понятный для людей, убирает ненужную информацию в уроках, в подходящий момент даёт мотивирующий пинок, а в конце обучения помогает проанализировать свои результаты и осознать, какой большой путь прошёл ученик и какой он молодец.

 

Методист и методолог — это одно и то же?

Не совсем, хотя два этих термина многие путают.  

Методист отвечает за контент внутри курса и решает образовательные задачи, идя по составленному плану. Методолог этот план проектирует, отвечает за стратегию онлайн-школы, изучает рынок, тренды, целевую аудиторию, новые инструменты, модели обучения, формирует гипотезы. 

Во многих онлайн-школах все эти функции выполняет один и тот же человек. В статье мы будем рассматривать методиста как этого человека, а разделять ли его функции в своей онлайн-школе или пока обойтись одним специалистом — решать вам, исходя из масштабов, бюджета и целей.

Методист и деньги онлайн-школы

Давайте по полочкам. Как связана работа методиста с выручкой онлайн-школы? 

Есть негативный сценарий. 

  1. Человек, наполненный мотивацией, покупает курс.
  2. Человек, наполненный мотивацией, смотрит первые 1–2 урока.
  3. Человек перестаёт чувствовать мотивацию, забывая посмотреть новые уроки сегодня, потом завтра и через месяц тоже. 
  4. Человек понимает, что учиться дальше передумал, и просит вернуть деньги.
  5. Если человек застенчивый и попросить возврат не решается, то просто не рекомендует онлайн-школу, потому что не получил результат, о котором мечтал в самом начале.

Если ученики идут по такому сценарию, то понятно, что школа теряет деньги. Нет заработка на повторных продажах, снижается LTV. 

Почему так происходит? Вот что влияет на прохождение курса до конца.

  • Понятность уроков 

Если в них накоплено много сложных терминов, приходится пробираться сквозь дебри, это очень быстро остужает пыл студента. Он находит тысячу причин, чтобы отложить обучение «на завтра».

  • Понятность домашних заданий

Домашка помогает усвоить материал, проверить, как с ним справляются студенты, самому ученику — понять, что он уже что-то знает. Но она не должна быть очень простой или очень сложной. То, что кажется эксперту предельно простым, на самом деле таковым вовсе не является. Поэтому нужно вмешательство человека, который здраво оценит возможности учеников на каждом уровне обучения. 

  • Комьюнити

Обычно в каждом курсе есть чат потока, и если в нём слишком много сообщений или слишком мало — и то и то демотивирует общаться с однокурсниками. В итоге ученик «выпадает» из активной студенческой жизни, которая могла бы быть дополнительным стимулом идти до конца. 

Если ученик остаётся с обучением один на один, происходит всё то же самое — мотивация падает. Поддержка должна быть дружеской, ненавязчивой и приходить в нужное время. То есть нужно знать, в какой момент мотивация у людей падает, где они сталкиваются с первыми сложностями, и показать, что поддержка — рядом. Буквально взять за руку и помочь.

  • Интерес

Уроки можно построить так, что их будет просто интересно проходить, например, меняя формат, задания, подачу и т. д. Для этого нужно знать особенности взрослой психики, понимать целевую аудиторию курса, быть классным педагогом и немного психологом. Здесь также часто играет роль геймификация — когда методисты создают целую систему с поощрением за прохождение каждого урока, например, когда люди получают бонусные баллы, награды и т. д. В каждом случае геймификацию подбирают конкретно под курс и ЦА. 

Методист подключается во всех этих моментах и помогает исправить ситуацию или не допустить её вовсе. Взять методиста в штат — значит инвестировать деньги в свою онлайн-школу. 

На каком этапе нужен методист онлайн-курсов

Но если вы работаете практически в одиночку, изредка привлекая к задачам копирайтера или технического специалиста, будет ли для вас актуально открывать вакансию для методиста? И что должно быть вначале: продукт или методолог? Давайте разберёмся.

Можно разделить работу онлайн-школы на несколько этапов.

  • Эксперт делает всё: маркетинг, тексты, продвижение, запуски, получая прибыль 100–200 тысяч рублей.
  • Эксперт начинает собирать команду: копирайтер, таргетолог, технический специалист. Следующий рубеж прибыли — примерно 200–300 тысяч рублей. На этом этапе выручка становится более стабильной, отлаживаются процессы, появляется системность.
  • Эксперт масштабирует онлайн-школу, начиная вливать больше денег в трафик, уже имея проверенную связку, воронку и зная свою целевую аудиторию. Заодно растёт команда и прибыль.

Привлекать к работе методиста можно на любом из этих этапов. Вы делаете продукт, который и есть основа вашей онлайн-школы. Можно уйти в маркетинг и продавать, давая разные обещания. Но если продукт не соответствует ожиданиям, то всё завершится на одном запуске. 

Если вы только стартуете, то специалист поможет выстроить процесс обучения и создать программу курса для первых учеников. Вам не придётся самому систематизировать гору информации в надежде, что ученикам всё будет понятно сразу. 

На втором этапе методист — уже очень желательный человек в команде: он поможет вам быть увереннее в своём продукте, сделать то, что подходит вашим ученикам и вам. Например, он может решить такую боль: у вас объёмный курс, но вы не готовы проводить прямые эфиры для учеников чаще, чем 1 раз в неделю. 

На третьем этапе без методиста не обойтись, если ваша цель — онлайн-школа, которая работает долго и приносит прибыль системно. Нужно быть готовым к тому, что к вам придут новые ученики, не знакомые с вами, и вы сможете дать им желаемый результат. 

Что желательно сделать до того, как вы наймёте методиста:

  • провести исследование своей ЦА
  • исследовать своих конкурентов
  • собрать свои кейсы
  • рассчитать юнит-экономику, то есть бюджет, который вы можете выделить на это. 

Можно ли работать без методиста? Не стоит, если вы узнали себя в следующих условиях.

  1. У вас крупная онлайн-школа, и вы хотите получать от 500 тысяч рублей в месяц. Одним маркетингом обойтись не получится, людям нужен результат. Без него школа долго не продержится.
  2. У вас нет опыта преподавания, и вы не знаете, как преподнести свои знания ученикам понятно. От обучения не будет толка, если люди вас просто не понимают. 
  3. Вы уже продаёте курсы, но люди не доходят до конца, не дают вам обратной связи и не возвращаются.
  4. Вам хочется заниматься творческой частью курса: рассказывать, что вы знаете, общаться с учениками, проводить эфиры и делать это по подготовленному сценарию, не погружаясь в рутину. 

Если у вас большой педагогический опыт, вы умеете давать ученикам результат и вам нравится проектировать обучение, это для вас легко — тогда на первых этапах до масштабирования можно обойтись без методиста.

 

Чем занимается методист онлайн-курсов

Допустим, вы хотите создать онлайн-школу в нише психологии, чтобы учить людей справляться со стрессом и тревогой.

Рассмотрим, что делает методист онлайн-курсов. 

Допустим, маркетолог онлайн-школы по психологии провёл исследование аудитории и выяснил, что есть запрос на курс под условным названием «Антивыгорание». Целевая аудитория — удалённые специалисты, которые сутками работают у компьютера, не выходя из дома + мамы в декрете, которые не находят времени, чтобы присесть и выпить чашку кофе. 

Маркетолог передаёт данные исследований методисту, который:

  • определяет задачи обучения, учебный результат, к которому должны прийти учащиеся

Например, к концу обучения студент должен освоить минимум 5 способов восстанавливать свой ресурс. Или после курса для начинающих копирайтеров получить все навыки, чтобы выйти на рынок готовым специалистом и предложить свои услуги заказчику.

  • выстраивает программу онлайн-курса

Вместе с экспертом решает, какой материал должен быть в курсе, чтобы ученик мог прийти к запланированному результату. 

Если мы говорим про курс «Антивыгорание», то там могут быть практические способы для восстановления энергии, подборки релакс-музыки, советы по тайм-менеджменту.

  • выбирает формат обучения

Это будут 2-часовые лекции с письменной практикой? Короткие уроки в записи? Мастер-классы по выходным?

Выбор формата зависит и от целей обучения, и от аудитории. Например, для мам в декрете бессмысленно проектировать онлайн-курс с длинными онлайн-лекциями — у них просто не будет возможности их посмотреть. Зато формат коротких уроков в записи подойдёт лучше.

  • разрабатывает практические задания

Например, записать свою рефлексию после психологической практики и поделиться мыслями, которые пришли в моменте. Или работа с проектом, если мы обучаем профессии. Такой проект студент может потом положить в своё портфолио.

  • собирает обратную связь от учеников

Где всё понятно, а где можно добавить практики? Какое задание лучше заменить, потому что 90% учеников считают его избыточно сложным? Чего не хватает в обучении?

  • анализирует метрики онлайн-школы

Например, COR — индекс учащихся, дошедших до конца, CSI — удовлетворённость учащихся курсом, NPS — готовность учащихся рекомендовать образовательный продукт. Благодаря этому вы всегда держите руку на пульсе и понимаете, что делать с вашим продуктом.

Методист работает в связке с экспертом (помогает разрабатывать учебные материалы, доработать онлайн-курс), маркетологом (учитывает информацию по продажам обучения), кураторами (собирает обратную связь и создаёт правила, по которым кураторы дают обратную связь и общаются с учениками). 

Где искать методиста онлайн-школы

Методы поиска здесь стандартные.

  • В собственных сообществах онлайн-школы, если они раскручены и есть тёплая аудитория — как правило, отсюда приходят самые лояльные специалисты, которые уже влюблены в продукт и знают его. Пишете подробную вакансию, обозначаете дедлайны для отклика, даёте выполнить тестовое задание, приглашаете тех, кто понравился, на собеседование. 
  • На профильных конференциях. Например, на «Белой конфе» друг друга каждый год встречают партнёры, специалисты, заказчики и подрядчики. Выбирайте конференции, где уделяют время нетворкингу, общайтесь лично и обменивайтесь контактами про запас. 
  • В тематических сообществах, телеграм-каналах, где сидят фрилансеры, эксперты. Там можно либо разместить свою вакансию, либо посмотреть на комментарии, приметить себе специалиста и написать ему лично.
  • Через знакомых, по рекомендации.
  • На крупных сайтах типа hh.ru.

Сколько платить методисту? Зарплата начинающего специалиста с опытом до 1 года стартует от 50–60 тысяч рублей в месяц. 

Самостоятельный специалист, который умеет в аналитику и цифры, имеет опыт от 1–2 лет, получает в среднем от 100 тысяч рублей в месяц. 

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
15.05.2024 Продукт Правила работы Директор по продукту: чем он занимается и когда нужен онлайн-школе 14.05.2024 Правила работы Маркетинг Образование Чем занимается продюсер онлайн-курсов и как им стать 18.04.2022 Методология Методистам: как подготовиться к аудиту курса?