01.03.2024

Команда онлайн-школы: кто нужен

Какие сотрудники нужны в команде онлайн-школы в первую очередь и какой функционал им можно передать? Разбираемся в статье.

Автор статьи: Евгения Алейникова, копирайтер.

Какие сотрудники нужны в команде онлайн-школы: функционал сотрудников

Давайте представим, что вы эксперт, у которого уже есть упакованный продукт, своя база знаний и огромное желание этими знаниями делиться. Как на таком этапе понять, сможете ли вы запустить курс самостоятельно или пора переходить к построению онлайн-школы? 

Разберёмся, по каким признакам можно определить, что пора. 

  1. Вы уже проводили несколько запусков, у вас есть лояльная аудитория или достаточный бюджет на работу с холодной аудиторией. 
  2. У вас есть бюджет на формирование зарплатного фонда, потому что за бесплатно никто работать, скорее всего, не захочет.
  3. Вы устали и шить, и пожинать, и на дуде играть. То есть устали от того, что все процессы завязаны только на вас: создание сайтов, написание постов, администрирование чатов. А главное, что вы готовы всё это делегировать. 
  4. Поток учеников уже не позволяет вам одному контролировать их обучение, загрузку и все процессы в целом. 

Если сошлись все звезды и совпали даже некоторые пункты, пора переходить к поиску команды для онлайн-школы. Необязательно сразу всех брать в штат и на оклад, сперва можно привлекать специалистов на подряд по договору и договориться об оплате за объём выполненных задач или по достижении KPI. Например, копирайтеру можно платить вознаграждение за количество постов/писем, а таргетологу — за достижение определённых конверсий в рекламных кампаниях. 

Теперь давайте разберёмся, какие сотрудники, помимо самого эксперта — носителя знаний, вам нужны для успешного функционирования школы и какие обязанности каждый из них выполняет. 

1. Продюсер онлайн-школы

В целом это первый человек, к которому приходит эксперт с идеей «а не сделать ли нам онлайн-курс на эту тему?». Функционал сотрудника может меняться в зависимости от объёма задач и команды. 

Какие задачи выполняет продюсер онлайн-школы:

  • декомпозирует запуск и составляет бюджет проекта
  • проводит мониторинг конкурентов и анализ ЦА 
  • составляет концепцию запуска продукта: будет это вебинар, потоковый (по тёплой базе) запуск или «evergreen» (когда продажи идут постоянно через холодный трафик) 
  • распределяет роли в команде: передаёт ТЗ подрядчикам или сотрудникам
  • составляет таймлайн запуска и контролирует сроки 
  • собирает аналитику на каждом этапе, предлагает идеи, как улучшить показатели, делает выводы, что сработало, а что нет.

В некоторых школах обязанности распределяются таким образом: 

  • продюсер — отвечает за стратегию, анализ и бюджет запуска
  • проджект-менеджер — за реализацию и контроль конкретных задач, взаимодействие с подрядчиками
  • директор по маркетингу — за стратегию запуска: что делаем, чтобы привести лиды. 

2. Исполнительный директор 

Если ко всему вышеперечисленному функционалу добавляется управление сотрудниками, тогда, как правило, такой сотрудник называется исполнительным или управляющим директором

Помимо запуска, он отвечает за наём и адаптацию персонала, может брать на себя юридические вопросы или документооборот.

3. Методист онлайн-курсов 

Специалист, который отвечает за образовательный опыт учеников. Иногда эту позицию также называют сценарист или разработчик онлайн-курсов, архитектор образовательного опыта. 

По факту это сотрудник, который отвечает за то, чтобы в ходе обучения ваши студенты: 

  • остались довольны качеством материалов 
  • поставили цель в начале обучения и достигли её к концу
  • после курса ушли с новыми знаниями и навыками.

Какие обязанности выполняет методист онлайн-школы:

  • разрабатывает учебную карту студента: с чем он пришёл и какого результата достигнет в конце 
  • мониторит обратную связь от учеников — что нравится и что нет, предлагает свои корректировки
  • прописывает сценарии уроков с точки зрения усвоения информации 
  • готовит домашние задания, дополнительные материалы, основные материалы курса
  • в конце обучения проводит анализ показателей доходимости, меняет или не меняет стратегию обучения в результате этих показателей. 

В идеале у этого специалиста должны быть знания андрагогики (наука об обучении взрослых) и навыки работы с платформой, на которой размещаются уроки.

Какие сотрудники нужны в команде онлайн-школы: функционал сотрудников

4. Маркетолог онлайн-школы

Сотрудник, который отвечает за упаковку смыслов продукта и его продвижение. 

Если позволяет бюджет, можно сформировать целый отдел маркетинга во главе с маркетологом, который будет отвечать за стратегию продвижения, анализ конкурентов и формулировку УТП. 

В этом отделе могут быть следующие специалисты: 

  • копирайтер — отвечает за тексты: посты, рассылки, лендинги, лид-магниты
  • SMM-менеджер — работа с контентом: составляет контент-планы, прогревы, прописывает и реализует стратегию продвижения, может вести аккаунты эксперта или самой школы в соцсетях 
  • таргетолог — настраивает рекламные кампании, размещает объявления 
  • дизайнер — наводит красоту на сайте, образовательных материалах, рекламных баннерах и т. д. 

Если же бюджета на формирование отдела или наём подрядчиков у школы нет, весь этот функционал в каком-то объёме берёт на себя сам маркетолог.

5. Технический специалист

Сотрудник, к которому можно прибежать с криками «шеф, всё пропало», и он исправит, разрулит и решит любой технический вопрос. 

Как правило, в обязанности техспециалиста входят следующие задачи: 

  • настройка LMS-платформы, на которой расположены уроки 
  • создание чат-ботов
  • вёрстка рассылок 
  • подключение платёжных систем
  • модерация и настройка вебинаров. 

6. Менеджер по продажам

Если эксперт — это определённое лицо онлайн-школы, то менеджер по продажам (МОП) — её голос. 

Именно этот специалист общается с потенциальными учениками, закрывает их возражения и приносит дополнительные деньги школе. 

В оплате труда МОПа, как правило, очень многое завязано на достижении KPI — сколько сделок удалось закрыть и скольких клиентов удалось из потенциальных превратить в реальных. 

МОП должен отлично знать программу курса, понимать, чем он отличается от конкурентов и кто ваша ЦА.

7. Куратор онлайн-обучения

Если эксперт уже готов передать работу с учениками другому специалисту, он может нанять в команду одного или нескольких кураторов

Какой функционал выполняют кураторы: 

  • общаются с учениками в учебных чатах 
  • мотивируют учеников, выкладывают полезный контент по теме обучения
  • проверяют домашние задания
  • могут принимать участие в записи некоторых уроков.

Самое важное для куратора — обладать отличным уровнем знаний по теме курса. 

Универсальной и 100% подходящей формулы для команды онлайн-школы существовать не может, потому что какой-то сотрудник может совмещать в себе несколько функций, а сам эксперт, например, не готов передавать те или иные задачи. 

Хорошим решением будет определить, какие точки у вас «горят», с чем вы не справляетесь самостоятельно и какой бюджет готовы на это выделить. А дальше — тестировать, пробовать и добиваться результатов. 

Успехов вам и вашей школе!

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
02.10.2023 Правила работы 6 инструментов руководителя, которые помогут создать сильную команду онлайн-школы 13.10.2023 Правила работы KPI онлайн-школы: как внедрять и к чему быть готовым 04.12.2023 Сопровождение учеников Служба заботы Как построить команду сопровождения в онлайн-школе