04.07.2024

Как создать программу онлайн-курса

Где взять идеи, чтобы составить программу курса, который нужен людям. Разбираем пошаговый план для проектирования модулей и уроков и делаем интересный курс, который захотят проходить до конца.

Как составить программу курса | Как создать учебную программу онлайн-курса | Образовательная программа онлайн-курса

Изображение: Шедеврум

Что нужно сделать до составления программы онлайн-курса

Путь к созданию курса начинается с первого шага: ответа на вопрос «зачем». Какая у вас цель? Чему вы хотите и можете научить людей? Чем жаждете поделиться? В чём вы эксперт? 

Ответ на этот вопрос — это данные о программе в общем. Ваша ниша, будущая тема и, главное, результат учеников. 

Как бы ни говорил внутренний голос: «‎Я знаю, как надо, это мой курс», — будьте объективны. Посмотрите на будущий курс со стороны, чтобы найти идеи и определиться с тем, что нужно включить в программу. В этом вам поможет анализ ЦА и конкурентов. 

Анализ ЦА

Да, здесь он тоже нужен. Вы наверняка уже анализировали свою целевую аудиторию, когда создавали контент, выбирали тему курса и т. д. Теперь нужно вернуться к этому и ответить на следующие вопросы:

  • Что уже знает моя аудитория по теме курса?
  • Специалисты какого уровня приходят ко мне на курс?
  • Какие проблемы есть у студентов, которые они могут решить в рамках курса?
  • Что они сами хотели бы изучить?
  • Какой цели хотят достигнуть студенты, пройдя курс?
  • В чём у них могут возникнуть сложности и какие дополнительные знания нужно дать?

Поставьте себя на место своих учеников, вспомните себя на уровне каждого сегмента. Если данных недостаточно, пригласите людей на кастдев или попросите заполнить анкету. 

Из всего этого остаётся вывести среднее арифметическое, чтобы определить точку А ваших учеников. Возможно, для кого-то информация в одном-двух уроках будет уже знакома — это не критично. 

После того как разберётесь с ЦА, сходите к конкурентам. 

Анализ конкурентов

Чтобы понимать картину на рынке целиком, посмотрите программы, которые есть у ваших конкурентов. 

Поищите курсы, схожие по тематике, и изучите программу на сайте. Отсюда можно взять идеи: что добавить, чтобы ваш курс отличался, как примерно строить структуру своего обучения. 

Даже если тема курса популярная и обучений по ней множество, нужно создать свою уникальную программу, за которую люди будут готовы заплатить. 

Например, вы можете увидеть, что конкуренты обучают SMM и рассказывают, как писать контент ВКонтакте, а вы можете сделать урок о том, чем отличается контент для ВКонтакте и как получить виральный охват для него.

Выбор формата обучения

Имея в голове объективную картину рынка и запросов ваших учеников, определитесь с форматом, в котором будете обучать.

Сделать курс в записи

Такой формат подойдёт, если вы не любите выходить в эфир, много говорить, и если в вашей нише редко бывают какие-то нововведения и изменения. То есть база будет актуальна много лет. Например, в обучении по маркетингу, бьюти, психологии и мягких нишах. Если выйдет новый закон, появится новая соцсеть, можно дописать уроки и добавить в программу.

Записать видеоуроки + добавить прямые эфиры

Оптимальный формат, который подходит для большинства ниш. Базовую теоретическую информацию вы записываете, а вопросы, нововведения и тренды разбираете вживую на встречах с учениками.

Проводить обучение только в формате живых эфиров

Формат подойдёт, если вы только начинаете обучать, вам пока тяжело выстроить программу и вы допускаете, что будете её корректировать. Так получится в реальном времени посмотреть на то, как люди усваивают материал, чего не хватает. Это удобно, если в нише постоянно что-то происходит: например, вы обучаете стилю и трендам, инвестициям. Тогда вы составляете примерную программу, но можете от неё отступать ситуативно.

Как строить учебную программу онлайн-курса

Что делать дальше? 

Выписать точку А ваших учеников и определить точку Б — результат курса, который вы обещаете. 

Путь из одного конца в другой называется дорожной картой студентов. Вам нужно решить, какие знания приведут ученика из пункта А в пункт Б. Программу для этого можно строить несколькими способами, вне зависимости от выбранного формата. 

От простого к сложному

Суть в том, что сначала вы даёте простую информацию, вводите учеников в курс дела, и постепенно усложняете уроки и задания. Как в школе: сначала дети учатся решать простые математические задачи, складывая 2 + 2, потом добавляются задачи в два действия — и постепенно мы выходим на логарифмы, степени и т. д.

Разберём на примере. 

Вы делаете курс по английскому языку для учеников с начальным уровнем подготовки.

То есть точка А студентов — уровень А0, а точка Б — уровень А1, начальные знания английского. 

Что должен знать человек на уровне А1? Особенности произношения звуков, восприятие речи на слух, произношение в рамках изученных слов. Человек понимает короткие повседневные фразы, может читать простые тексты. Знает 500–1 000 слов, умеет рассказать о себе. 

Уроки могут выглядеть так.

  • Рассказ о том, как строятся предложения в английском языке.
  • Знакомство с местоимениями.
  • Артикли.
  • Составление простых конструкций с местоимениями и артиклями.
  • Рассказ о конструкциях с новыми артиклями.
  • Простое настоящее время в английском языке.
  • Отрицание в простом настоящем времени.
  • Как составлять вопросы.
  • Изучение глагола to be и простых глаголов.
  • Простое будущее время. 
  • Простое прошедшее время.
  • Правильные и неправильные глаголы.

Чтобы ученик усвоил эти уроки, параллельно ему нужно иметь под рукой словарик с 1 000 слов для начального уровня. 

Подумайте о том, как закреплять материал. К примеру, нужно будет обязательно давать задания в конце каждого урока: пройти небольшой тест, перевести слово, послушать английскую речь и записать. 

В конце курса, чтобы посмотреть, как ученики усвоили обучение, нужна будет проверочная работа, которая охватит все пройденные темы. Тогда можно будет утверждать, что теперь человек пришёл к точке Б на уровень английского А1 и готов учиться дальше.

Ещё пример. Если обучение связано с настройкой рекламы в Telegram, то будет строиться по шагам: как выбрать нишу, как подготовить канал к продвижению, где закупать рекламу, как выбрать метод продвижения, как написать рекламный пост, а последним модулем станет обучение самостоятельной настройке Telegram Ads. Результат — ваши ученики могут самостоятельно продвигать канал в любой нише любым способом. 

Как составить программу курса | Как создать учебную программу онлайн-курса | Образовательная программа онлайн-курса

От общего к частному

Суть в том, что сначала вы рассказываете теорию, основы тематики, а потом начинаете переходить к конкретным шагам, что нужно сделать. Как в школе, например, учат русский язык: вы сначала изучаете правила, а потом тренируетесь писать предложения на разных примерах, изучаете исключения из правил и постепенно осваиваете всю тему. 

Разберём на примере мягкой ниши. 

Вы делаете курс психолога: «‎Как жить в ресурсе». Точка А вашей аудитории, каким бы ни был сегмент, — нет сил по утрам, вечером валишься с ног от усталости, не хватает времени на отдых. Точка Б — сил хватает и на работу, и на детей, и вечером книжку почитать и пообщаться всей семьёй, при этом не глотая кофе литрами.

Как можно построить программу.

  • Рассказать, что такое ресурсное состояние.
  • Откуда берётся ресурсное состояние.
  • Что мешает быть энергичным человеком и как именно.
  • Как начать формировать привычки для выхода на высокий уровень энергии.
  • Привычка 1. Начинаем ложиться спать до 23:00.
  • Привычка 2. Вводим в рацион больше овощей и чистой воды.
  • Привычка 3. Отказываемся от гаджетов минимум за 30 минут до сна.
  • Привычка 4. Начинаем ходить пешком на этаж. Потом до остановки. Потом вводим прогулки на 30 минут на свежем воздухе.

И так далее, не заставляя человека сразу поменять весь распорядок дня, а малыми дозами добавляя нововведения, которые легко применить. 

Какой может быть проверка результата в данном случае? Ведение дневника своих собственных изменений и сравнение себя до и после курса.

Также нужно понимать, что результата помешает достичь собственная человеческая лень — значит, понадобится добавить поддержку кураторов, общий чат. 

От результата

Суть такой программы — составить пошаговый план, как вы приведёте человека к результату.

Вы фиксируете точку Б ваших учеников и начинаете идти по шагам назад. Что нужно знать, чтобы уметь делать это? Пусть это будет три составляющих. А что нужно знать, чтобы уметь каждую из этих составляющих? Разматывая этот клубок, вы приходите к точке А и получаете дорожную карту студента. 

Разберём на примере. 

Вы обучаете людей строить личный бренд.

Результат вашего обучения: у человека есть соцсети с первыми 100+ подписчиками и он активно продвигается, получает заявки на работу. 

Какие большие шаги этому предшествуют? 

  • Во-первых, человек составил стратегию продвижения, то есть знает, как продвигаться. Значит, включаем в программу модуль «‎Выбор стратегии продвижения». 
  • Если у него есть подписчики, значит, он изучил способы продвижения. А они могут быть платными и бесплатными. Включаем модули про эти методы. 
  • Чтобы люди пришли по рекламе и подписались, нужно упаковать аккаунт. Добавляем в обучение модуль «‎Упаковка аккаунта». 
  • Чтобы подписчики не уходили, нужен регулярный контент. Значит, включаем в курс обучение копирайтингу. 
  • Чтобы этот контент был интересным и его читали, нужно рассказать ученикам про целевую аудиторию. Это ещё один модуль. 

Прописав каждый модуль, выстраиваете их в логичной последовательности. Это — костяк курса. Чтобы обучение стало полноценным, нужно ещё две вещи: теоретическое вступление и дополнительные знания для широты картинки.

Значит, в первом модуле помещайте уроки по теории: какие ошибки допускают люди при продвижении личного бренда, в чём залог успеха, с какими трудностями придётся столкнуться.

Как составить программу курса | Как создать учебную программу онлайн-курса | Образовательная программа онлайн-курса

Дополнительные знания — это про то, как превосходить ожидания учеников. Вы как эксперт знаете, что ещё может пригодиться, и вписываете это в программу. Например, для прокачки личного бренда сыграет на руку издание собственной книги, выступления на конференциях. Значит, модули об этом тоже нужны. 

Получаем формулу составления образовательной программы онлайн-курса от результата

  1. Теоретические основы по теме обучения. Ошибки, обстановка в нише, залог успеха. Первый урок: какой первый шаг должен сделать ученик, без чего у него дальше не получится? Например, создать страницу в соцсетях и поставить цель на ближайший месяц. Или выбрать нишу. 
  2. Основная часть. Всё, что пригодится, чтобы достичь результата. Практические задания. 
  3. Дополнительные знания. То, о чём знаете вы как эксперт, но чего не знают будущие ученики.

Считаем длительность курса

Итак, у вас есть дорожная карта от точки А к точке Б. Вы прописали основные шаги между ними.

Каждый большой шаг — это один модуль. Внутри модулей считаем уроки: что нужно уметь, чтобы получить результат? 

Делайте уроки не длинными, до 30 минут каждый. Если внутри модуля 5 уроков в среднем по 20 минут, то один модуль займёт неделю. 

Если модуль большой, отведите на него 2 недели.

Допустим, у вас получилось 8 модулей. Значит, курс будет длиться 3 месяца: 6 модулей по 1 неделе и 2 длительностью 2 недели. Всего 2,5 месяца на усвоение материала + 2 недели на то, чтобы отстающие могли догнать программу или повторить материал.

Старайтесь не строить обучение так, когда уроки выходят каждый день один за одним. Как правило, люди не успевают учиться в таком темпе. Нужны небольшие перерывы, повторение, возможность досдать домашнее задание. 

К получившемуся времени курса прибавляйте 1–2 недели запаса. 

Как сократить учебную программу, не упав в качестве

Допустим, вы составили программу, посчитали длительность и поняли, что курс, который вы планировали провести за 2 месяца, укладывается минимум в 4 месяца. А курс при этом не очень дорогой. 

Скорее всего, его можно сократить. И нужно. Как это сделать, но при этом точно привести учеников к результату?

1. Вынести часть модулей в дополнительный материал

К примеру, какой-то урок можно написать текстом и дать почитать в виде статьи. Или оформить как PDF-файл, который при необходимости ученики смогут использовать.

Что-то можно вывести на обсуждение в прямой эфир в формате «вопрос — ответ». Или записать подкаст — что вам удобнее. 

Выносите за грани уроков то, что даёт больше знаний, но не обязательно для изучения, если люди только стартуют в нише.

2. Спросить самих студентов

Соберите обратную связь у учеников: что для них показалось особенно полезным, что они сразу же могут применить на практике, а какие уроки пропустили или посмотрели на перемотке.

Также можно посмотреть статистику на обучающей платформе: какие уроки чаще открывают, какие — реже. И убрать информацию, которая не пользуется спросом. Либо, если она кажется вам очень важной, перезаписать урок — возможно, тема просто сложная для людей и они не восприняли её в существующей подаче. Как вариант, добавьте больше примеров.

Добавляем домашнее задание в программу

Образовательная программа онлайн-курса — это не только сами уроки и модули, но и проверочные задания. 

Перед тем как человек приступит к обучению, помогите ему определиться с целью: что он хочет получить и получит. 

Чтобы информация закрепилась в головах, нужно объяснить ученику, что он узнал на уроке.

Во-первых, к каждому уроку сформулируйте описание и результат: чему человек научится после просмотра. Каждый урок нужно «‎продавать», чтобы его хотелось открыть.

Как составить программу курса | Как создать учебную программу онлайн-курса | Образовательная программа онлайн-курса

Во-вторых, к каждому уроку составьте проверочные задания. Можно задавать открытые вопросы, например «‎Проанализируйте свой день и напишите, сколько времени уходит у вас на интернет и как вы себя чувствуете после часа, проведённого в соцсетях?» Разнообразьте задания тестами, картинками. Подготавливая задания, держите в голове вопрос: «Какая итоговая работа покажет, что студент усвоил все материалы?»

Как составить программу курса | Как создать учебную программу онлайн-курса | Образовательная программа онлайн-курса

В-третьих, вы можете добавить в программу геймификацию. То есть систему поощрительных баллов за выполненные задания либо сюжетную линию в определённой тематике. 

Например, выбрать концепцию на основе популярного фильма: ученик становится главным героем в мире «Властелина колец» и, продвигаясь по дорожной карте, идёт к цели — обрести кольцо всевластия в маркетинге. Тогда программа трансформируется: названия уроков будут соответствовать частям путешествия, к каждому заданию можно подобрать метафоры и т. д.

Чек-лист для составления программы

Давайте подытожим: как по шагам составить программу вашего курса.

  1. Определить цель вашего курса: ответить на вопрос, чему вы учите студентов.
  2. Сделать анализ ЦА и описать её точку А и Б.
  3. Сделать анализ конкурентов и создать программу, которая будет отличаться от них.
  4. Выбрать формат обучения и самой программы.
  5. Прописать дорожную карту исходя из типа обучения: от простого к сложному, от общего к частному или от результата. 
  6. Придумать названия модулей.
  7. Придумать наполнение модулей.
  8. Составить дополнительные материалы.
  9. Составить домашние задания. 
  10. Посчитать время на прохождение курса. 
  11. Создать описания модулей и уроков, чтобы программа выглядела интересно и её захотелось пройти. 

Ориентируйтесь на то, что чем сложнее обучение и профессия, тем больше времени нужно на усвоение программы — и это нормально.

Обучение не может строиться только на теории — практика нужна в любой нише. 

Если не хотите делать долгое большое обучение, делите программу на части и продавайте их отдельно. Например, ученик может закончить учиться и захотеть продолжения — а у вас будет для него готовый продукт. Или делите курс по уровням подготовки: для начинающих, для практикующих специалистов. Также можно продавать по отдельности модули, если на это есть запрос у ЦА и людям может не пригодиться весь курс сразу. 

Поддерживайте связь со своими учениками, общайтесь, давайте возможность задавать вопросы — так вы будете совершенствовать программу и она будет оставаться всегда актуальной для людей.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
16.04.2024 Методология Маркетинг Как выбрать тему онлайн-курса, чтобы люди захотели его купить 19.06.2024 Методология Правила работы Статьи Чем занимается методист онлайн-школы и нужен ли он вам 07.05.2024 Методология Образование Статьи Как составить сценарий урока для онлайн-курса