Как составить сценарий урока для онлайн-курса
Только 28% онлайн-школ могут похвастаться тем, что их курсы полностью проходят 71–100% учеников. На этот показатель влияет множество факторов. Сегодня рассмотрим, как составить сценарий урока для онлайн-курса и как выстроить урок так, чтобы его хотелось досматривать.
Изображение: ruDALL-E / Kandinsky 3.1
Отдельный урок или в составе курса?
Урок может быть как самостоятельным, так и в составе курса.
Логика отдельного урока должна быть завершённой. В его структуре можно выделить 3 части:
- вступление — в нём задаётся тема, ставятся цели и задачи занятия
- основная часть — предмет урока: теория, практика, примеры
- итоги и выводы — раздел summary (краткое содержание, чему научились и что для себя вынесли из занятия).
Самостоятельный урок можно использовать и как элемент воронки продаж, как продукт-трипваер (доступ к нему предоставляется бесплатно за действие, например за подписку).
Урок на одну тему в составе курса может быть разделён на несколько частей, которые продолжают и дополняют друг друга. Например, первое занятие по упаковке профиля в социальных сетях посвящено оформлению шапки, второе — закреплённым материалам и отзывам, третье — визуалу ленты.
Работа над уроками в составе курса всегда строится от общего к частному: сначала расписываем концепцию, цели, задачи, предполагаемые результаты от прохождения курса, а уже на следующем этапе — набрасываем структуру и прорабатываем каждый урок.
Правило 30 секунд
От того, насколько вы сможете зацепить внимание ученика, зависит, продолжит он просмотр урока или перейдёт к следующему продукту и другому спикеру.
Если ваш урок — бесплатный продукт, это напрямую влияет на продажи.
Руководствуйтесь правилом 30 секунд: в первые 30 секунд нужно захватить внимание участника курса. Поэтому здорово, если вы начинаете не с самопрезентации и перечисления всех ваших регалий, а с интересного факта, мини-истории. После того как внимание слушателей «включится», можно переходить к основному содержанию урока.
Как удержать внимание учеников и повысить досматриваемость
1. Отталкивайтесь от задачи, которую решает занятие
Информационный урок можно расписать по классической структуре: вступление, основная часть, заключение. Дополните повествование слайдами, отражающими ключевые мысли, факты, списки литературы, полезные ссылки на ресурсы, которые пользователи затем смогут применить в своей практике.
Мотивационный урок, тренинг может быть построен в игровой форме. Используйте сторителлинг — от лица эксперта или вымышленного персонажа.
Например, можно написать историю про педагога Машу, которая не может набрать себе учеников. Или дизайнера Антона — новичка, которому нужно найти первых клиентов и собрать отзывы. Расскажите теорию, а затем через героев покажите, как применить её в жизни и с какими сложностями могут столкнуться персонажи.
2. Интерактивное обучение
Интерактивные уроки предполагают, что участники активнее включаются во взаимодействие с экспертом: отвечают на вопросы, выполняют задания, голосуют, объединяются в группы для выполнения упражнения.
Элементы интерактивного урока
- Общение на равных: педагога с учениками, учеников между собой.
- Практические упражнения включены в урок.
- Разнообразные задачи, модули.
- Совместные задания и здоровая конкуренция.
Урок — для слушателей, а не для лектора
Распространённая ошибка в работе над образовательными материалами — забывать о том, для кого они предназначены.
«Мне так интересно», «мне так нравится», «это моё детище» — любимые формулировки экспертов, которые говорят только об одном: курс они создавали для себя, а не для учеников.
Прорабатывая материал, всегда нужно помнить о целевой аудитории, уровне её знаний и потребностях.
Чаще задавайте себе вопросы и проверяйте гипотезы на небольших группах
- Каким языком я говорю с аудиторией?
Чем проще вы доносите информацию, тем лучше. Наукообразные формулировки, сложные конструкции оставьте для защиты диссертации, а не для онлайн-продуктов.
- Всё ли понятно аудитории?
Помните, как в школьные годы было достаточно пропустить или не разобраться с одной важной темой, и дальше проблемы с предметом нарастали как снежный ком.
- Есть ли у учеников возможность задать вопросы, уточнить сложные моменты?
Во время урока или после, написав в чат. Не обязательно быть на связи 24/7, но вы можете, например, договориться, что раз в месяц проводите вебинар, на котором эксперт отвечает на вопросы участников.
Не перекормите знаниями
Помните выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Желание дать аудитории максимум пользы — из того же сборника маршрутов, и вот почему.
- Слишком большой объём информации отпугивает. Масштабный курс с обязательными домашними заданиями подходит тем, кто имеет навык и мотивацию учиться. Массовые продукты — как волшебная таблетка, с помощью которой аудитория хочет быстро и легко решить актуальные задачи. Вывод: хотите продавать многим — давайте простые и рабочие решения.
- Зачем у вас покупать повторно, если вы отдали все свои знания сразу? Хотите иметь повторные продажи — делитесь информацией порционно: для решения задач поэтапно, для начального уровня, а уже затем — для продвинутых и т. д. Это не просто коммерчески обоснованное решение, но и забота о ваших учениках. Не имея необходимых навыков, они просто не усвоят более сложную информацию, пока ещё недоступную для их уровня подготовки. В результате вместо благодарности за больший объём информации вы, скорее всего, получите негативные отзывы: «долго», «слишком сложно».
Как зацепить визуалом
Даже у дикторов новостей аудиодорожку сопровождает картинка. Можете возразить: ну есть же спикеры, способные «держать» аудиторию своей харизмой и подачей, — как Стив Джобс или Тони Робинс. Да, но, во-первых, на память приходят их выступления на большой сцене, где сама аудитория создаёт особую атмосферу и «включает» в процесс. А во-вторых, пока вы не находитесь на их уровне мастерства, обязательно используйте визуал, чтобы удерживать внимание учеников и не превратиться в занудного лектора, под чьё выступление так прекрасно спится.
Главная задача презентации — вовлечь аудиторию в процесс обучения и удержать внимание.
Она не обязательно должна быть выполнена дорогим дизайнером — многим достаточно функционала сервисов типа Canva, Figma и им подобных.
Главный принцип в дизайне (и неважно, делаете презентацию самостоятельно или с помощью специалиста) — KYSS (Keep Your Slide Simple — «сохраняйте свои слайды простыми»).
Проверьте свою презентацию
- Единый стиль всех слайдов. Будьте осторожнее с готовыми шаблонами — тренды в дизайне скоротечны.
- Один слайд — одна мысль. Используйте заголовки в 3–5 слов, короткие формулировки. Текстовые слайды «простынёй» никто не читает.
- Хорошо читаемый шрифт (не рукописный, без завитков и других декоративных элементов). Используйте не более двух шрифтов.
- Важные моменты в тексте выделены («цепляют» взгляд).
- В оформлении присутствует не более трех цветов, они хорошо сочетаются между собой. За вдохновением сходите на Pinterest.
- Есть элементы для изучения: таблицы, схемы. Разбивайте их на отдельные слайды по смыслу для лёгкости восприятия.
- Используете юмор, мемы, узнаваемые отрывки видео, но не перегружайте картинку.
Отрепетируйте, чтобы визуальный ряд соответствовал тому, о чём вы планируете рассказывать, и можно записывать урок.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.