Как создать курс-сериал. Новый формат для онлайн-обучения
Разбираемся в новых форматах онлайн-обучения и выясняем, как создать курс, который студенты сами будут хотеть пройти до конца. Кейс Натальи Фёдоровой с «Белой конфы» и идеи, что внедрить в своё обучение.
В чём смысл курса-сериала
Наталья Фёдорова вместе с экспертом-психологом провела 7 потоков курса по самооценке, прежде чем они поняли, что должны поменять формат. Самооценка — это сложная психологическая работа человека над собой. Чтобы он не бросал её, его нужно заинтересовать и мотивировать. Так родился формат сериала.
Курс-сериал по самооценке состоит из трёх сезонов по 30 серий (именно сезонов, не уроков).
В него входят: 11 домашних заданий, 35 бонусных материалов. Курс прошли 456 учеников за 4 потока обучения. Из них с обратной связью — 77,6% учеников, 71% которых сдаёт более 80% домашних заданий.
Цели, которые ставили перед собой при поиске нужного формата:
- Чтобы ученики легче решались на прохождение курса.
- Чтобы ученики могли найти время на прохождение курса в течение дня.
- Чтобы обучение засасывало и удерживало внимание.
- Чтобы ученики доходили до конца и получали результаты.
И чтобы всё это было, даже если курс длинный и глубокий, а в конце не выдают дипломов, сертификатов и не предлагают трудоустройство. Требовалась именно внутренняя мотивация.
Психология тесно связана с ежедневной жизнью. Вы встали утром, у вас начался новый день, и это — новая серия вашего личного сериала.
На этой теме можно было создавать очень много контента по трансформации главной героини сериала. Она сталкивается с каждой новой ситуацией, как любой человек в своей жизни, и проходит свой путь к изменениям и повышению самооценки.
Ключевая идея курса: главная героиня приходит к психологу, чтобы изменить свою самооценку.
Формат стал изюминкой курса. Ведь на покупку инфопродукта человеку легче решиться, если он видит что-то новое для себя и не скучное.
Создание сюжетной линии
Итак, с чего начать и что делать, чтобы вовлечь в свой сериал.
1. Ввести героиню
Вначале нужно создать главную героиню, которая узнаваема. В нашем случае это реальная девушка Тамара, которая была с учениками весь сериал и участвовала в их трансформации.
Как сделать такую героиню:
- Использовать отзывы, кейсы, которые у вас есть. Те результаты от прохождения ваших курсов, которыми делятся люди, нужно прямо цитировать, чтобы говорить на языке ЦА.
- Анализировать анкеты, которые вы собираете на входе и на выходе. Описывать ситуации из жизни людей.
Эту ситуации дальше обыгрывайте в главной героине.
Это цепляет, люди узнают в Тамаре самих себя.
Героиня — это сборный персонаж. Для него набирают много разных историй. Это ежедневные ситуации людей, а не из ряда вон выходящие, от чего узнать себя ещё проще.
Как найти и выбрать героиню для онлайн-обучения:
- Она должна быть близка к ЦА. По возрасту, социально-демографическим характеристикам и т.д.
- На неё должно быть приятно смотреть.
- Нужны согласия от неё на фото и видеосъёмку.
Сначала для поиска героини создатели курса отправились к своим ученикам. Многие согласятся делать всё это бесплатно, если им это будет в кайф.
Главное, подпишите с героиней документы на передачу прав на фото и видео.
2. Создать динамику и дать результаты
В каждом онлайн-уроке нужно давайте микро-результаты. Есть большой результат от всего продукта, есть результат каждого модуля, но есть и каждого конкретного урока.
Давайте конкретный алгоритм, инструмент и практику в каждой серии, которые можно применить здесь и сейчас и увидеть результат.
Если человек применяет его на себе, то чувствует, что он — молодец. Он словно делает шаг, ощущает эту динамику и хочет идти дальше.
Когда вам нужно сделать большое усилие, чтобы достичь результата целиком за курс или модуль, это ощущение растягивается.
Как показывали динамику и результаты в курсе-сериале? Делали вставки героини в начале и в конце серии.
Так она выглядела в начале.
А вот что она думала в конце серии (урока).
В каждой серии курса-сериала ученик видит, что будет с ним, если он применит знания. Какие конкретно его ждут изменения.
Ещё один способ — сделать полосу загрузки результата в конце каждой серии. Каждый новый квадратик — это пройденная серия в сезоне.
Человек фиксирует, что сделал ещё один шаг, видит, сколько таких шагов осталось.
Третий вариант — вставки «ранее в сериале» и «далее в сериале».
Так ученик вспоминает, что было в прошлых уроках, плюс мотивируется смотреть дальше.
Четвёртый вариант — показать изменение мышления и поведения героини. Через все 30 серий онлайн-курса протягивайте развитие её характера. Она опирается на то, что уже прошла в курсе, когда попадает в новые ситуации. Она напоминает себе об успехах, которые уже были. Она корректирует мысли и поведение относительно начала курса.
3. Задать жёсткий тайминг и структуру уроков
Оптимальное время на онлайн-урок — 10-15 минут.
Как это реализовать:
- Задайте себе честный вопрос: чего будет достаточно, чтобы человек пришёл к результату?
Эксперты могут говорить часами на любую тему. Но 80% информации от эксперта людям просто поначалу не нужно. Её можно упаковать в дополнительные материалы. Иначе человек просто «утонет» в объёме информации: вроде всё интересно, но что делать — непонятно.
Уложите в 10 минут только то, что нужно.
- Пригласите на работу сценариста-редактора.
Он будет залезать в голову ваших клиентов, вытаскивать нужные фразы, переводить с экспертного на человеческий язык.
Например, сценарий может выглядеть так.
- Создайте алгоритм каждой серии.
Работайте по заранее спланированной системе урока, учитывая, что одна серия — это раскрытие одной темы. Например:
— Вставка «Ранее в сериале».
— Ввод в тему экспертом. Он объясняет, когда бывают такие ситуации, почему случаются.
— Описание ситуации героини своим способом, которым она привыкла её решать.
— Попытка героини решить проблему.
— Тупик героини.
— Алгоритм выхода из ситуации от эксперта. Именно здесь будет сам контент. Остальное — объяснение человеку, зачем ему разбор этой ситуации, продажа идеи, почему ему нужно поступить именно так, а не иначе.
— Возражения героини. Ни у кого нет тотального доверия к эксперту. Поэтому нужно высказать вслух возражения ЦА. Ученики не будут на них зацикливаться и смогут пойти дальше.
— Поддержка героини. Она пробует действовать в ситуации так, как её научил эксперт.
— Положительный результат героини.
— Вставка «Далее в сериале».
4. Сделать качественный продакшн
Нужна частая смена кадров, локаций, одежды, причёсок. Чередуйте цветные и чёрно-белые кадры. Это будет задавать визуальную динамику, как в сериале.
Что нужно для реализации:
- Качественный звук на всех локациях: эксперт, героиня, её субличности и закадровый голос.
Лайфхак: не нужно приглашать профессиональных дикторов, т.к. их озвучка не подойдёт. Люди в жизни так не разговаривают. Пусть лучше ваша героиня сама озвучит сериал.
- Откажитесь от презентации, которая занимает пол экрана.
Лучше заказать графику отдельно. Она будет добавлять динамику. В ней можно отражать ключевые алгоритмы, задания, схемы, упражнения.
- Сделайте заставки до и после серии.
Сюда же можно добавить юмор, который поймёт ваша ЦА, музыкальные отбивки, обложки серии.
Команда для создания онлайн-курса
В создании курса-сериала участвовала не очень большая команда:
- Эксперт, продюсер и сценарист — те, кто думали над тем, как будет создаваться сериал, какие у него будут сценарии в плане архитектуры.
- Корректор — человек, которому передавали все эти идеи.
- Героиня.
- Фотограф.
- Оператор.
- Монтажёр.
- Графический дизайнер.
- Ассистент, который курировал половину работы.
Маркетинг: запуск онлайн-курса
Наталья Фёдорова вместе с экспертом получили 11 000 регистраций с тёплого трафика на бесплатный мини-курс, где открывали продажи основного продукта.
Главная задача, чтобы продавать курс через идею его создания, — сделать аудиторию соавторами вашего курса.
Рассказывайте в прямом эфире о каждом шаге: от поиска идеи до запуска и продаж. Советуйтесь, приглашайте к обсуждению, вместе выбирайте, как всё будет устроено.
Что подойдёт для создания ажиотажа вокруг обучения:
- Поиск формата для переупаковки курса.
- Вброс идеи о формате и сбор реакций. Курс-сериал не был первой идеей, но на неё отреагировало больше всего людей.
- Поиск героини для курса-сериала.
- Показ процесса съёмки героини в фотостудии и запись в звукостудии.
- Выбор образов для внутренних субличностей героини.
- Показ внутреннего процесса создания серий, работы команды.
- Подготовка к съёмкам: выбор локаций, образов.
- Проведение съёмок, backstage с ляпами и юмором.
- Создание тизера курса-сериала.
- Обсуждение дизайна дополнительных материалов, сайта, заставок.
Всё это показывайте в сторис.
Общая сумма, которую потратили на создание курса-сериала: 466 119 рублей.
На таблице ниже — детализация расходов.
На съёмки онлайн-курса ушло 5 дней. Первый запуск этого продукта принёс 5-6 млн.
Лайфхаки для съёмок онлайн-уроков
Как можно сделать курс интересным, но не затратным:
- Вместо видеосъёмок героини — использовать фото и озвучку. Титры текстом должны дублировать речь.
- Разовая съёмка «визитов к психологу» героини и наложение кадров. Героиню пригласили один раз, сняли около 20 минут со спины и наложили на все съёмки. По факту эксперт разговаривал со стулом.
- Используйте телесуфлёр и пропишите сценарий для каждой серии. Научите эксперта работать с телесуфлёром.
- Пригласите ассистента, который будет помечать отснятые куски и поможет вам сэкономить на возвратах в студию. Ассистент должен не упустить, что ещё нужно отснять.
- Выбирайте студию, у которой будет сразу несколько локаций в одном зале. Для смены картинки нужно будет просто переставить камеру.
Что после выхода образовательного продукта
Когда Наталья с экспертом выкатили свой продукт и находились в полном восторге от него, они были очень удивлены, что не получили от учеников «вау» в ответ. Прошёл месяц из двух от старта обучения. Была тишина.
Поэтому решили провести интервью и выбрали из 250 учеников 60 человек для кастдева. Это были люди с разных тарифов, кто-то уже активно учился и работал, у кого-то была обратная связь, у кого-то нет, кто-то вообще не включался в процесс. Словом, аудитория получилась разная.
Вопросы, которые задавали на интервью:
- Удаётся ли успевать за темпом курса?
- Была ли по силам большая анкета на входе и заполнили ли её?
- Ощущают ли результат от курса уже в процессе?
- Насколько информация новая?
- Какие впечатления от формата курса и героини сериала?
- Какие сложности с прохождением возникли?
Таким образом получилось посмотреть на реальность и не витать в иллюзиях, не терять время, а быстро внести изменения в продукт до второго потока. Такое интервью было необходимо, чтобы помочь участникам первого потока пройти курс до конца и получить результаты.
Ответы получали в формате текста, голоса через Telegram.
Вывели около 60 пунктов, которые требовали улучшения.
Изменения в образовательном продукте и методология
Конечно, все 60 пунктов быстро изменить не получилось, но вот что было важно поменять сразу:
- Темп выдачи уроков. Уроки выходили через день, что требовало быть включённым в онлайн-обучение почти каждый день все два месяца. Поэтому сделали два дня в неделю по две серии. Включиться на 20 минут, но через день, гораздо проще для учеников.
- Разработать материалы о сопротивлении к работе на курсе. Психологический продукт, который требует усилий, может вызывать сопротивление. Пояснили, что нужно делать в этом случае: идти к наставнику, отслеживать своё состояние и т.д.
- Добавить недельные игровые паузы между сезонами. Информация глубокая, и пока человек её изучает, он вскапывает в себе столько, что просто не может всё внедрить. Нужна пауза, чтобы догнать остальных и интегрировать навыки. Например, так ввели «неделю радостей» между первым и вторым сезоном. На обучении люди писали свои списки радостей, теперь им предстояло себя радовать каждый день. Всё это можно было выкладывать на платформу, а тем, кто больше всего себя порадовал, дарили мерч.
- Регламентировать порядок ответов на задания. Наставники начали получать ответы на 8 листов. Новый регламент: 30 минут на задание и 2 листа А4.
- Упростить домашние задания. Из полотна домашнего задания сделали пункты: что первое, второе, третье. Они стали менее затратными по времени.
- Вернуть дедлайны VIP-тарифу. Это повысило доходимость этой части аудитории, люди перестали считать себя привилегированными, у которых есть куча времени.
- Дать примеры и дополнительные материалы для выполнения заданий. Например, есть урок с заданием «выпишите свои ценности». На такой вопрос человеку сложно ответить. Сделали список наглядных примеров, что это может быть.
- Ввести практику 1 амнистии за курс по дедлайнам сдачи заданий. Был момент, когда ученикам сказали, что можно забыть о дедлайнах и досдать то, что они не сдали.
- Сократить объём анкет на входе в каждый модуль. Важно было понять точку старта учеников, но сделать анкету короче.
Выводы, когда вы собираете свой продукт
Наталья считает, что элементы сериала или героя курса можно внедрить в любой нише, т.к. все продукты — про людей.
Однако поскольку этот продукт сложный в продакшне, не стоит торопиться его делать, если вы плохо знаете свою аудиторию. Начинайте с чего-то более простого.
Привлекайте аудиторию в соавторство не только потому, что это маркетинг, но и потому, что это даёт вам больше понимания о том, что люди хотят, как они мыслят.
Не выдумывайте ничего, а берите за основу сюжет и ситуации вашей ЦА.
Помогайте ученикам делать домашние задания: регламентируйте их, давайте опорные материалы, перерывы, вводите амнистии.
Вам и команде сильно упростит жизнь, если вы пропишете сценарий и алгоритм каждой серии.
Не нужно витать в облаках. Собирайте обратную связь во время обучения, даже если вам кажется, что у вас очень классный продукт.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.