11.08.2023
Автор статьи
Александра Коршунова
Методолог, методист, дизайнер образовательного опыта

Как давать обратную связь студентам в онлайн-обучении и не убить их мотивацию?

Какие инструменты обратной связи использовать в онлайн-обучении? Как давать обратную связь, чтобы она работала на студента, а не отбивала у него желание учиться? Об этом на «Белой конфе» говорила методолог Александра Коршунова. Самое интересное из выступления собрали в статье. 

Александра Коршунова Как давать обратную связь студентам, ученикам онлайн-школы | Инструменты обратной связи в онлайн-обучении

Вспомните к/ф «Служебный роман». Фрагмент, когда Калугина даёт обратную связь Новосельцеву по отчету о «лёгонькой промышленности». 

Если мы проанализируем, как героиня даёт обратную связь подчинённому, увидим некоторые плюсы. 

Как давать обратную связь студентам, ученикам онлайн-школы | Инструменты обратной связи в онлайн-обучении

Но несмотря на все эти плюсы, после такой обратной связи Новосельцев чувствует себя очень скверно. Мотивации переделывать отчёт и работать ещё лучше у него никакой. Потому что, кроме плюсов, у обратной связи, которой окатила начальница Новосельцева, минусов тоже полно. 

Как давать обратную связь студентам, ученикам онлайн-школы | Инструменты обратной связи в онлайн-обучении

Отрывок из «Служебного романа» ー пример типичной обратной связи, фидбэка, который получают и сотрудники на работе, и студенты на онлайн-курсах. Вроде бы подсветили ошибки, дали рекомендации, а студенты вместо благодарности чувствуют желание бросить курс и больше никогда к нему не возвращаться. Почему?

Фидбэк. Почему такая обратная связь не помогает студентам? 

To feedback ー дать мнение относительно того, что уже сделано. 

Обратную связь ученикам ещё называют фидбэк. Фидбэк как инструмент обратной связи подразумевает фокус на прошлое, на действия, которые уже завершены. Мы сосредотачиваемся не на будущих задачах, а на тех, что уже выполнены. 

 Кроме того, есть такая штука, как «russian feedback».

русский фидбэк обратная связь

Замечали такой феномен? 

Когда человек отлично справляется со своей задачей, то это не принято отмечать. Но как только задача выполнена чуть хуже, чем обычно, это сразу становится предметом обсуждения и бурных реакций. 

В результате студенты привыкают опасаться обратной связи и ждать от неё скорее разбора недостатков и критики, чем чего-то хорошего.

 

«Я боюсь запросить обратную связь». Почему студенты испытывают страх и как делать по-другому? 

Вот что пишут студенты после обучения. 

Как давать обратную связь студентам, ученикам онлайн-школы | Инструменты обратной связи в онлайн-обучении

Работая с обратной связью, они чувствуют напряжение, тревожность, недоверие. 

Когда студенты боятся просить фидбэк, они «сливаются» с курса, а кураторы сталкиваются с сопротивлением и неприятием со стороны студентов.

Это происходит часто, когда, например, обратную связь дают по методу бутерброда.

Суть метода бутерброда как инструмента обратной связи ученику: похвалить, сделать замечания, снова похвалить/подбодрить. Информация накладывается в три слоя, как в сэндвиче. «Бутерброд» работал хорошо, но до тех пор, пока о нём не узнали все. 

Сегодня такой метод вызывает в большей мере сопротивление и неприятие. Студент настороженно относится к первой части, ожидая, когда за похвалой будет критика, практически не воспринимает вторую, и третья становится пустыми словами. Студенту кажется, что его хвалят не за объективные достижения, а потому, что похвалу предполагает метод. 

Как корректно давать развивающую обратную связь

Рекомендуем использовать такой инструмент обратной связи, как фидфорвард, который, в противовес фидбеку, будет о будущем, о развитии и росте. 

Фидфорвард — новая тенденция ОС, которая не акцентирует внимание на прошлых ошибках, а помогает смотреть в будущее.

Feedforward служит тем же целям, что feedback, но имеет особенности:

— Аутентичность: нет необходимости быть хорошим, правильным. Студент может иметь свою точку зрения, отличную от преподавателя. 

— Не предусматривает ни оценки, ни критики. Мы предлагаем новую идею, новый взгляд на задачу, но не навязываем его как истину в последней инстанции.

— Помогает тренировать мышление роста. Feedforward стимулирует активность и креативный подход студентов.

— Позволяет увидеть новые методы. Общение строится так, чтобы подчеркнуть, от каких действий студента больше всего зависит результат. Это побуждает искать новые решения.

— Формирует «горизонтальные связи». Быть со студентом рядом, не с позиции сверху, а наравне = создать высокий уровень доверительных отношений.

— Помогает создать пошаговый план доработки вместе. Студенты в таком диалоге не боятся делиться своими идеями по реализации намеченного плана и воспринимают предложения куратора. 

Философия сторонников фидфорварда близка к коучинговому подходу: «Мы все ошибаемся, и это ок. Ошибки ー часть обучения». 

Как давать обратную связь ученикам по принципам фидфорварда?

  1. Постановка цели

Метод SMART из коучингового подхода придётся кстати. Цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, значимой, ограниченной по времени.

Пример: составьте мудборд из фото и иллюстраций, который станет референсом для съёмки в следующем задании. Дедлайн такой-то. 

  1. Озвучивание фактов

Задавать вопросы, которые помогут студенту больше раскрыться, рассказать о том, с какими сложностями столкнулся в процессе выполнения задания и какие инсайты получил в процессе.

Пример: с какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания? Как преодолели их? 

  1. Активное слушание

Слушать внимательно и не перебивать, зеркалить слова, использовать открытые и поддерживающие вопросы, которые наталкивают студента на новые мысли.

Пример: всё получилось так, как вы планировали? Какой смысл вкладывали в свою работу? Что вы хотели показать? 

  1. Предложения и рекомендации по дальнейшей работе

Не стоит давать топ-10 советов. Выберите 2-3 ключевые рекомендации о том, как можно в дальнейшем выстроить процесс работы. 

Пример: давайте посмотрим, если бы у меня была задача провести съемку с такой-то концепцией, то я начал(а) бы с…

  1. Заземление на конкретный план действий

Если в процессе обратной связи удастся спроектировать хотя бы один шаг или студент поделиться своими мыслями о том, что планирует дальше делать ー это уже хорошо.

Пример: что будете делать в следующий раз? Как поступите? Какой шаг сделаете? Давайте подумаем вместе. 

  1. Используйте слова поддержки

Если вам удастся реализовать все пять предыдущих пунктов, то ваш студент будет уверен в своих силах. Если не всё удалось, подбадривайте не общими фразами, а персонализированно, учитывая личность и результаты работы каждого конкретного студента.  

Пример: учитывая твою насмотренность, я уверен, что ты справишься с организацией фотосессии даже с такой оригинальной идеей.

Старайтесь избегать слова-красные флаги: советую, рекомендую, но, только, всё равно, а так всё ок. Эти слова вызывают сопротивление и не дают дальше слышать и усваивать информацию, которая звучит после них. 

Как сказать о том, что работу нужно переделать, соблюдая принципы корректной обратной связи?

Вот несколько вариантов.

  • Я вижу, что у тебя родилось такое решение. Почему так?
  • Кажется, вот здесь мысль мне непонятна. Можешь переформулировать и доуточнить?
  • Вот тут точно нужно еще время, чтобы покопаться в источниках.
  • Смотри, вот в этих рекомендациях/гайдлайнах говорят нам о том,что…

Проблемы обратной связи возникают не только после разбора домашних заданий или анализа выполненного проекта во время обучения, но и в чатах онлайн-проектов.

Как общаться в студенческих чатах и давать ОС там?

Можно выделить два состояния взаимодействия в чатах: 

  • Гиперактивность

Общение активных участников, не всегда только по делу, не позволяет другим, менее активным, следить за сутью происходящего. 

Как быть? 

Вернуться в конструктивное русло.

  • Неактивность

Тишина или общение 2-3 участников из всего потока.

Как быть? 

Поощряйте делиться своими мыслями, выводами, инсайтами на разных этапах курса. 

Предлагайте для обсуждения книги, события, статьи, исследования, релевантные вашей теме.

Используйте полезные фразы, которые подталкивают к обсуждению: 

— Сегодня прочитала… и мне показалось любопытным… Давайте обсудим. Что думаете по поводу этой новости/решения/новшества и тп.

— Друзья, хочу с вами поделиться статьей на тему… Давайте подискутируем, насколько это сейчас может изменить ситуацию/протокол лечения и тп.

— Эта тема кажется очень важной, потому что…

Высший пилотаж общения в чате ー поощрять за незнание. Вы снимаете страх осуждения и реализовываете возможность завязать общение. Отвечайте открыто и развернуто на такие «робкие» вопросы.

Главная задача — выстроить диалог со студентами, что в дальнейшем станет фундаментом классного комьюнити.

Используйте идей тьюторов, которые нацелены на обеспечение поддерживающей среды.

Примеры идей

  • Рекомендации, как помочь себе настроиться на учебу. 
  • Как пережить периоды откатов и нежелания учиться.
  • Как понять, что все, что происходит ー «ок» и многие сталкиваются с подобными ситуациями.

Такие темы часто становятся популярными среди участников и собирают большое количество реакций и комментариев.

Принципы корректной обратной связи

  1. Отношения со студентами, признание их ценности и результатов — основа обратной связи, которая поддерживает и мотивирует.
  2. Фидбэк не пугает, если его цель — помочь студенту отыскать лучшую версию себя, а не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
  3. Кураторам полезно использовать принципы фидфорварда. От этого выиграют ваши метрики, команда и проект.
Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
25.05.2022 Сопровождение учеников Качественная обратная связь: какая она и в чем ее сила? 1.02.2022 Правила работы Служба заботы Ирина Перевезенцева: «Когда взрослые люди приходят на курсы, мы должны не навредить их вере в себя» 21.01.2022 Служба заботы Статьи Почему кураторы «ломаются»?