Что нужно знать про микрообучение всем, кто хочет создать свой курс
«Вы потратите всего 5-7 минут в день и получите быстрые результаты» — такая возможность гарантированно привлекает студентов, и делает микрообучение очень перспективным направлением. На что обратить внимание, если хотите разработать действительно полезный курс коротких уроков, разбираем с методистом Еленой Ивановой.
Тренд обучения по всему миру
Микрообучение — трендовый образовательный формат, который применяется в обучении и детей, и взрослых. Он отвечает двум ключевым требованиям: позволяет быстро освоить новую тему (получить навык, разобраться в чём-то и т.д.) и потратить на это как можно меньше времени.
Важный нюанс: содержание и формат микрообучения не взаимосвязаны. В микроформате студенты проходят учебный материал небольшими частями в короткие сроки и без длительных перерывов. Продолжительность занятия в среднем составляет 3-5 минут, реже может достигать 20 минут. Главное — чтобы урок было удобно проходить с мобильного устройства, в дороге, в обеденном перерыве.
Короткая продолжительность не означает, что формат мини-уроков предназначен для изучения чего-то небольшого. С помощью микрообучения не получится освоить новую профессию, но можно научиться владению конкретным инструментом в работе, изучить инструкцию, ознакомиться с новыми функциями и т.д.
Возраст вашей ЦА – до 44 лет?
Тогда они принадлежат к числу людей, которые чаще других выбирают формат мини-уроков.
По данным исследования Skill Cup, лидерами по количеству студентов на курсах микрообучения являются представители поколения X (родились в 1967-1984) — 36% и поколения Y (1984-2000) — 56%.
Как правило, они активно строят карьеру или развивают собственный бизнес. И именно микрообучение так популярно в корпоративном сегменте. Это практико-ориентированный подход, при котором за теоретической частью урока следует закрепление материала через действие, есть возможность получить быстрые результаты.
Чаще всего с помощью мини-уроков студенты проходят следующие виды обучения: продукту — 19%, инструкции — 17%, софт скиллс — 14%, онбординг (адаптация сотрудников)— 12%, бизнес-процесс — 11%, продажи — 7% и т.д.
Самый популярный пример микрообучения — приложения по изучению иностранных языков, где на каждом уроке предлагается выучить 10 новых слов, выполнить домашнее задание, а на следующем занятии освоенная лексика включается в новую тему.
Кому ещё подходит микрообучение
- Новичкам в компании (влиться в новую среду им поможет курс адаптации с изучением ценностей, структуры, организации процессов, юридических аспектов компании)
- Руководителям среднего звена и менеджерам (курс по развитию управленческих навыков, командообразования, разрешения конфликтных ситуаций)
- Активным пользователям технологий (курс по монтажу в CupCut, нового языка в программировании, по мобильной фотографии, по 1С в туризме)
- Представителям профессий, требующих регулярного повышения квалификации (врачи, учителя, бухгалтеры, юристы — специфика призыва на срочную военную службу в 2024, похудание при метаболическом синдроме)
- Удалённым сотрудникам (как получить доступ к Глоссарию)
Разберёмся в особенностях формата онлайн-обучения
Микрообучение имеет специфику. Сравним его с традиционным.
Не является микрообучением:
- 5-минутный видео-урок в модуле курса
- разбитая на несколько коротких конспектов тема. Если ранее на курсе ученики обучались неделю по 1 часу в день, а теперь её можно пройти за день, посвятив этому 7-8 часов
Не знал, да ещё и забыл
Интервальное повторение — основа микрообучения. Оно позволяет справиться с забыванием пройденного материала и закрепить у студентов полученные навыки.
Ещё в конце XIX века немецкий учёный Герман Эббингауз в ходе экспериментов пришёл к выводу: более 50% материала у студентов улетучиваются из головы спустя 20 минут после урока, через 9 часов у них остаётся 40% новой информации, а спустя месяц — не более 24%. Зависимость усвоенной информации и времени с момента запоминания была названа «кривой забывания».
Со временем необходимость освежить в памяти материал для лучшего усвоения знаний сформировалась в метод интервального повторения. Согласно ему, в зависимости от уровня запоминания, повторение старых и менее сложных тем происходит — реже, а новых и более сложных — чаще. Чем лучшие результаты показывают студенты, тем больше увеличиваются промежутки.
С этой же целью можно использовать карточки из системы другого немецкого учёного и журналиста Себастьяна Лейтнера. В 70-х гг. XX века он предложил повторять материал по флеш-карточкам, разбитым по трём группам.
«Минусы» микрообучения
Подход «один короткий урок — одна тема» удобен для освоения, однако именно он закладывает ограничения.
- Отдельный учебный контент для конкретной самостоятельной цели не даёт ученикам видения всей системы.
Можно: освоить инструменты работы маркетолога.
Не получится: получить представление о профессии «маркетолог».
- Не учит ставить отдаленную цель и фокусироваться на ней.
Можно: освоить методы аналитики в отделе продаж.
Не получится: внедрить систему аналитики продаж и улучшить показатели на 20% за 3 месяца.
- Не подходит для освоения большого объема информации.
Можно: выучить времена английского языка.
Не получится: выучить английский с 0 до В1.
• Слишком короткие уроки мешают сосредоточиться так же, как и длинные
25% респондентов испытывают сложности с концентрацией и предпочитают короткие уроки
Я только попробовать!
Микрообучение может быть как самостоятельным образовательным продуктом, так и составной частью другого. Онлайн-школы часто используют этот приём. Сначала аудитории предлагается приобрести небольшое недорогое обучение конкретному навыку, например, курс «Где искать тренды для коротких видео». А уже после всем, кто его пройдёт, открывают лучшие условия на большой курс «Профессия рилсмейкер».
Несколько вариантов, как сочетать микрообучение с другими продуктами в разных подходах.
- Продемонстрировать возможности
В микрообучении показать работу с одним из функционалов инструмента, через практику дать получить результат его применения. Полный функционал инструментария и его применение раскрывать на большом курсе
Пример: мини-продукт «Как подготовиться к собеседованию на английском», большой «Бизнес-английский»
- Использовать как демо-версию
В микрообучении дать первый шаг в каком-то алгоритме, а весь алгоритм и специфику его применения изучать на мини-программе
Пример: «5 асан йоги от боли в спине», большой курс «Йогатерапия при заболеваниях спины»
- Ввести градацию (ступени обучения)
После основного большого курса повышать квалификацию через микрообучение
Пример: мини-формат «Дизайн сайтов на Tilda», повышение «Нейромаркетинг при создании сайтов на Tilda»
Форматы для микрообучения
Ограничений по выбору формата из-за подхода нет. Главное — правильно рассчитать полезность, насыщенность и достаточность учебного материала, который студенты смогут усвоить в короткий промежуток времени, и достигнуть конкретной учебной цели.
Не нужно отказываться от каких-либо форматов донесения информации. Учитывайте целевую аудиторию (ЦА), цель обучения, технические решения, ресурсные возможности эксперта/школы и т. д. Этот же подход актуален при составлении любых образовательных продуктов.
Основные форматы для микрообучения
- Видеоуроки (в основном короткие, не более 20 минут)
Это может быть видео с практическим заданием как в конце ролика, так и по ходу его (например, проработка вместе с экспертом, когда студенту предлагается поставить просмотр на паузу и повторить материал). Этот формат хорошо подходит для обзорных уроков, в которых наглядно демонстрируется работа в каком-то сервисе, пошаговое создание рисунка.
- Аудиоуроки/подкасты
Основной плюс — удобство обучения (потребуется только устройство и наушники). Из минусов — ограничение, которое накладывает сам формат учебного материала (не всю информацию можно передать только голосом), высокая вероятность, что ученик отвлечётся, не сосредоточится на учебном материале, будет прослушивать его в фоновом режиме.
- Игры
Преимущества данного формата: хорошее вовлечение за счет меньшего сопротивления ученика процессу обучения. Проработка через соревновательные практики. Из минусов: часто происходит перекос от образовательной цели в сторону игровой, — учитывайте это и всегда держите фокус на цели обучения. К тому же, это самый дорогой формат. Внедрение качественной геймификации в онлайн-образовании требует больше денежных и человеческих ресурсов, чем видеоуроки или инфографика.
- Инфографика
Плюс такого формата в наглядности, более легком визуальном восприятии и, как следствие, запоминании. Она позволяет держать фокус на главном. Её удобно использовать как «настолку» после обучения для отработки навыка. Но не перегружайте курс инфографикой: не весь учебный материал можно объяснить в таблице, схеме, рисунке, графике.
- Приложения
Хорошее решение, так как обычно совмещает в себе несколько форматов учебного материала (видео, аудио, игра, графика и т. д.). Приложение может быть самостоятельным (мобильным) или реализовано через социальную сеть, мессенджер.
- Текст
Зачастую используется вместе с инфографикой для более полной передачи учебной информации и лучшего её восприятия. Плюсы у такого формата такие же, как и у инфографики, — подача учебного материала в структурированном, кратком, визуально понятном виде, фокус на главном.
Выбирая формат подачи учебного материала и обучения, важно помнить, что у учеников могут быть разные ведущие каналы восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы). Поэтому желательно использовать разные форматы: чередовать видео, тексты, аудио и т. д.
Главное — не перегрузить информацией
Общие принципы разработки учебного продукта не зависят от формата: все этапы, важные моменты одинаковы. Но у микрообучения есть и своя специфика. Важно учитывать следующее:
- Каждый урок программы рассматривайте как отдельный учебный продукт. В этом поможет чёткое понимание целей обучения и ЦА. Один урок отвечает на один вопрос / решает одну задачу, он посвящается одной теме (например, снятие отеков лица с помощью 3 упражнений) или можно выстраивать микрообучение по принципу раскрытия каждого аспекта темы в одном уроке (например, обучение игры на гитаре). В этом случае должна быть выстроена пошаговая система в уроках.
- Каждый урок должен приносить пользу и вести к результату, который ученик может получить, отработав практику.
- Не выстраивайте всю программу на одном формате подачи учебного материала. Помните о том, что существует несколько основных ведущих типов восприятия и понимания информации. Не забывайте, что любой ученик будет благодарен за учебный материал, который легко использовать после обучения.
- Независимо от формата выбирайте не длительный, не объемный учебный материал. Неудачное решение — презентация с инфографикой на 200 слайдов, трёхчасовое видео.
- Между уроками не должно быть долгих перерывов. Желательно выстраивать ежедневное обучение, если курс состоит из нескольких уроков.
- Одно из преимуществ микрообучения — доступность, индивидуальность и упрощенный вариант обучения. Это важно учитывать, выбирая не только формат подачи учебного материала, выстраивания учебного процесса, но и технических решений для реализации.
- Включайте в обучение элементы повторения для закрепления и усвоения учебного материала. Это можно сделать как в конце обучения, так и в процессе обучения.
- Хоть уроки короткие и нужно дать максимум полезной информации за минимально возможное время, не забывайте объяснять ученикам, для чего даётся данная информация в уроке, как она будет отрабатываться на практике и какой результат ученик получит, если её выполнит.
- Собирайте обратную связь от учеников и давайте возможность задать вопросы как по процессу обучения, так и по обучающему материалу. Домашние задания важны при проектировании обучения любого формата, в том числе и микрообучения.
- Собирайте метрику, анализируйте результаты.
Главное — получить результат
Важный критерий практики в микрообучении — студентам необходимо не просто сразу же внедрить знания, которые они отрабатывают в процессе обучения, но и получить результат.
Как и при разработке практических заданий для других форматов обучения важно понимать и учитывать следующие важные моменты. Ответьте на вопросы:
- кто будет выполнять практику
- в каких условиях
- что нужно для выполнения практики помимо знаний и понимания материала (сервисы, инструменты, программы, наличие других людей и т. д.)
- сколько времени понадобится на выполнение практики
- достаточно ли учебного материала в уроке для выполнения практики. К основному заданию можно дать дополнительное «задание со звёздочкой», для выполнения которого понадобится приложить больше усилий
- какой результат получит ученик, выполнив задание (практику)
- задание прописано конкретно, понятно и максимально подробно
- будет ли проверка задания
- по каким критериям будет проверяться задание, как будет даваться обратная связь.
Главное отличие практики в микрообучении от других образовательных форматов — она обязательна после каждого урока. При этом она может групповой или индивидуальной.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.