Устойчивые результаты в обучении: как помочь ученику их получить и не тащить его на себе
Две крайности в онлайн-образовании — создавать все условия для того, чтобы ученики добивались результатов самостоятельно, а если этого не происходит — доводить до изменений любой ценой, пусть даже за счёт усилий преподавателей и кураторов.
Мы поговорили с методологом и преподавателем Натальей Муратовой и выяснили, как должна распределяться ответственность между участниками образовательного процесса и можно ли добиться высоких показателей, не вытаскивая учеников на себе к результату обучения.
Кто за что отвечает в обучении?
Существует версия, что успешное прохождение курса на 60% зависит от кураторов и чата поддержки и только на 40% — от самого ученика. Удобная, но неполезная для учеников, да и затратная для организации учебного процесса установка.
Взрослый человек будет ощущать важность результата и станет его добиваться только тогда, когда сможет на него влиять. Но если перевести его в пассивную позицию, когда он становится ведомым и в меньшей степени отвечает, то он будет в меньшей степени мотивирован двигаться сам. Поэтому более адекватно такое распределение ответственности за результат обучения: 60% — это вклад ученика и только 40% — организатора процесса.
За что отвечает организатор учебного процесса
- Подбирает команду для разработки и проведения обучения. Организует работу отдела сервиса (кураторы), отдела коммуникаций (чат, служба поддержки)
- Знает и понимает потребности ученика
- Подбирает контент, который соответствует его запросу
- Применяет проверенные работающие методики и инструменты, которые соответствуют уровню ученика
- Создаёт комфортную образовательную среду, которая отвечает целям, задачам, уровню аудитории
В чём ответственность ученика за результат обучения
- Совершать действия, которые намечены ведущим образовательного процесса: запоминать, внедрять, тестировать и т. д.
- Вовремя реагировать на сложности, задавать вопросы
- Выделить свободное время и создать условия для комфортного прохождения обучения
Если ученик не совершает самостоятельных действий, никакие кураторы или чат не приведут его к результату. Они могут усилить проходимость курса, дотащить ученика до конца обучения. Но в пассивной позиции человек не поймёт и не присвоит себе итоги, которых ему помогли достичь. Поэтому результаты не будут работать в жизни.
В человеке важно формировать активную учебную позицию.
Наставник поможет, но не сделает результат за ученика
Если пойти в индивидуальную работу, то убеждение, что наставник возьмёт за ручку и приведёт к желаемому результату, — вредный миф.
Суть наставничества заключается в том, чтобы эксперт на практике передал ученику знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного получения результата. Если ответственность за достижения перекладывается на наставника и без его помощи ничего сделать не удаётся — это может говорить только об отсутствии методологии и непрофессиональной работе.
Прежде чем взять человека в работу, опытный наставник обязательно проводит предварительный отбор: анкетирование, созвон, собеседование в своей сфере, чтобы понять, сможет ли кандидат в наставничество достичь результата в его программе или нет, подходит ли его уровню эта система.
Чтобы все участники процесса осознавали свой вклад в достижение устойчивого результата, можно использовать такой инструмент, как манифест. Этот документ наставник и ученик подписывают или согласовывают вслух в начале программы. Это открытая декларация своих целей и намерений, обязательств и обещаний.
Манифест включает в себя всего 3 пункта:
- в чём ответственность наставника
- в чём ответственность ученика
- если ученик выпадает из процесса, как это влияет на эффективность
По каждому из них нужно дать развёрнутые и конкретные тезисы.
Без цели не бывает учебных результатов
Качественные курсы формулируются от результата. Организаторам обучения необходимо знать ответы на вопросы: «Чему мы хотим научить людей, которые придут на курс? Какой результат должны получить наши ученики? Каковы критерии проверки этого результата? Как мы их оцениваем?»
Зная уровень учеников, организаторы должны понимать, что могут сделать в рамках курса, исходя из их уровня владения темой, чтобы был результат и как это оценить.
Например, человек приходит учиться системному маркетингу. Он хочет понять всю систему.
Цель ученика — научиться маркетингу. Это значит, научиться исследовать целевую аудиторию, настраивать рекламу, проводить PR-кампании, разобраться в ценообразовании.
Для каждого из этих пунктов настраивается KPI:
- вы освоите 5 методик изучения аудитории, проведёте самостоятельное исследование и составите финальный отчёт
- вы научитесь работать с несколькими типами рекламных кабинетов и настраивать рекламу для разных типов аудитории и рекламных кампаний и т. д.
Если курс запускается впервые, сложно определить, с какими итогами выйдут с обучения его участники. Через тестирование проверяют, насколько сложно или легко им дался результат. На основе этих данных ставят точный прогноз на результат в последующих программах.
Виды результатов в обучении: финальные, промежуточные, долгосрочные
Финальные результаты
Их «продают» ученику при покупке курса. Открывая программу, он понимает, чему конкретно научится к завершению программы.
Например, у врача-косметолога может быть программа обучения уходу за лицом. Участники учатся самостоятельно делать себе массаж лица, им подбирают лечебные косметические средства. Результатом курса является составление индивидуальной косметички и изменение состояния кожи лица (до — после).
Промежуточные результаты
Это «ступеньки», из которых складывается финальный результат. Очень часто люди сливаются с обучения, потому что не верят, что смогут его достичь. Поэтому программа курса должна быть выстроена таким образом, чтобы, просматривая каждый урок и выполняя задание, человек понимал, зачем он это делает. Взрослому ученику важна целесообразность и практико-ориентированность, практико-применимость.
Если промежуточные результаты прописаны чётко, понятно, на языке целевой аудитории, то часто даже не нужно дополнительных мотивационных стратегий: придумывать конкурсы, рейтинги, соревнования. Потому что люди будут хотеть получить результат, тянуться к нему, а достигнув, получат мощную поддержку «гормонами счастья» и понимание «вау, я молодец, хочу двигаться дальше»
Долгосрочные результаты
Те результаты, которые будут распаковываться на протяжении нескольких месяцев — полугода после завершения курсов.
Возьмём для примера курс по обучению продажам. Если человек никогда не продавал, ему будет тяжело начать зарабатывать системно. Возможно, он первые деньги заработает, но на регулярный доход не выйдет. В таком случае важно, чтобы автор курса открыто и честно заявлял:
- если вы у вас нет опыта, вы преодолеете страх продаж, освоите методики продаж и сделаете свои первые продажи
- если будете продолжать делать то, что мы начали на курсе, то через 2–3 месяца выйдете на системный доход. Результаты, которые были у вас на курсе, станут устойчивыми и твёрдыми.
Это честный подход, он успокаивает учеников.
- Если у них получается — супер! Пусть удалось чуть-чуть, но автор курса, которому они доверяют, предупредил о том, что результат может быть через несколько месяцев
- Если не получается, они не винят себя. Чувство вины — мощный демотиватор. Из-за него люди впадают в состояние «Я плохой, у меня не получается. Всё брошу, нечего было начинать»
Всегда стоит напоминать о том, что самые классные результаты распаковываются через несколько месяцев, когда ученики окончательно переваривают информацию и начинают смело внедрять знания в жизнь.
Откуда берутся «потеряшки» и что с ними делать
В процессе прохождения обучения эмоциональное состояние учеников меняется.
Согласно теории эмоциональных перемен психологов Дона Келли и Дэниэла Коннора, люди проходят 5 этапов переживаний:
- необоснованный оптимизм
- информированный пессимизм
- момент отчаяния
- информированный оптимизм
- успех.
Заходя в обучение, человек испытывает эмоциональное возбуждение, адреналин. Приступив к изучению, он постепенно начинает понимать, что его ждёт, с какими сложностями он уже столкнулся и сколько их ещё будет. От этого масштаба ученик может впасть в отчаяние и даже бросить прохождение курса.
Учитывая периодизацию подъёмов и спадов, организаторам обучения нужно заранее принимать их во внимание: на момент спада подготовить более простой контент, дать возможность получить быстрые результаты, объяснять, что сейчас «овраг» пройдём и двинемся дальше.
На то, чтобы выпасть из процесса обучения, у ученика может быть множество причин. В каждой ситуации нужно действовать по-разному.
- Ему сложно, курс перегружен. Задача — облегчить курс или при помощи кураторов помочь справиться со сложностями в обучении
- Уже получил результат. Особенно на первоначальном этапе обучения бывает, что студент отваливается, куратор переживает. А на самом деле ученик уже получил результат, он считает его классным и ему достаточно
- Накопилась усталость — когнитивная, эмоциональная. Задача — поработать с состоянием и уровнем энергии. И ведущий курсы должен знать, понимать эти методики, их достаточно много
- Курс ему не подходит. Бывает, что причиной спада интереса к обучению является несоответствие аудитории. Люди не сразу поняли, что за обучение приобрели, смыслы, заложенные в программу, не соответствуют их потребностям
Вне зависимости от причины «выпадения» из процесса обучения, на первом этапе важно определить состояние ученика.
Если группа небольшая и кто-то выпадает из процесса — надо выявить причину через прямую коммуникацию. Достаточно написать в личные сообщения и выяснить, что случилось и какая требуется помощь.
На больших потоках для своевременного реагирования может помочь анкетирование.
Как использовать анкетирование
Недостаточно просто разослать анкету по базе учеников. Нужно объяснить, почему им необходимо заполнить анкету обратной связи: не только для того, чтобы на основании полученной информации организаторы смогли улучшить курс, но и чтобы понять, как у студентов идёт процесс, как они движутся к результату, какая нужна помощь.
Как ещё диагностировать состояние студентов и управлять им
- Проводить живые встречи-ретроспективы. На них можно проговаривать, обсуждать, рефлексировать над результатами, выявлять, у кого из учеников спад, у кого подъём, и понимать, как можно помочь с этим справиться
- Объединять учеников в группы по 2, 5, 10 человек. Групповая работа помогает поддерживать состояние
- Регулярно отслеживать вовлечённость и доходимость, собирать обратную связь у учеников, которые отстают
Если хотите быстрых результатов
В образовательных проектах нужно стремиться к отслеживанию результатов в динамике, потому что в этом случае можно отследить, когда у ученика идёт спад, когда — подъём, как он продвигается к результату, и на него повлиять. В силах организатора помочь и рассказать человеку, какие действия способны ускорить его получение или когда лучше замедлиться, взят слишком высокий темп — с такой нагрузкой программу не осилить.
Быстрые результаты нужно рассматривать с двух сторон.
Их часто используют как спекуляцию: в рекламе обещают мгновенные продажи, очередь клиентов, тысячи подписчиков. Но в то же время, человеку нужно давать почувствовать вкус первого результата: чему он может научиться прямо сейчас, к чему приведут первые действия, какие изменения произойдут в течение недели — двух. Это один из лучших мотиваторов.
Он улетел, но обещал вернуться…
Бывает, что ученик пропадает, а затем возвращается с требованием продлить срок доступа к курсу. В этом случае нужно разобраться, что именно происходит.
Если на курсе обнаруживаются «потеряшки», необходимо попробовать с ними связаться. Тех, кто испытывает трудности в обучении, — поддержать. Но когда люди не реагируют, игнорируют сообщения, им хотят помочь, но они сами к этому не готовы — просто отпустите. Не нужно всех тащить к результату и всем помогать, ответственность всегда за учениками.
На любом курсе есть те, кто пришёл случайно — купил за компанию, поддавшись эмоциям, — это видно, но не в конце обучения. В этом случае требование возврата средств или продления доступа неуместно.
Подведём итог, как помочь ученикам сохранить желание учиться и добиваться устойчивых результатов в обучении.
- Дать ответственность за результат. Сформулировать выгоды на языке целевой аудитории. Например, на курсе по профессиональной переподготовке, где большинство учениц — мамы в декрете, не просто рассказывать о возможности заработать, а показать себе и своей семье, что можешь, чего стоишь, отстоять свою независимость, вернуть чувство самоуважения. Потому что женщины в декрете устают от ситуации дом — дети — пелёнки.
- Делать каскадные результаты. Метод лестницы результатов — когда финальный результат делится по «ступенькам», на каждой из которых ученику показывают его результат и он его присваивает. Это делается через каскадирование, анкеты обратной связи (в них люди рефлексируют и видят результат), интервью обратной связи, кастдевы внутри программы и встречи-ретроспективы (после них ученики говорят, что увидели свой результат, хотя раньше его не осознавали).
- Использовать трекеры, когда ученики идут по пошаговому плану и сверяются со своими результатами.
- Внедрять различные виды групповых практик — например, когда учеников разбивают по парам, один из участников назначается бадди, а на другом модуле люди меняются местами. Также возможные форматы: групповые практики, мастермайнды, брейнштормы, любые объединения. Смена формата объединяет, поддерживает, мотивирует учиться.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.