Наставничество: виды наставничества, программа и этапы
Весь интернет пестрит мемами про наставников, а термин «наставничество» вызывает волну хейта. Рассказываем, как отстроиться от волны нечестных инфобизнесменов и продавцов воздуха и запустить качественное и результативное наставничество. Говорим про виды наставничества, как сделать программу для наставничества и чем всё это отличается от обучения. Собрали в статье самое интересное из выступления Натальи Муратовой, методолога и наставника, на «Белой конфе».
Наставничество как термин используется достаточно давно, многие корпорации заменяют целые обучения и курсы системой наставников, когда к новичку приставляют опытного сотрудника. Он обучает, передаёт свой опыт и помогает решить сложные ситуации.
Наставничество — это помощь в реализации собственного опыта на практике, а главная его задача — научить решать проблемы самостоятельно, без дальнейшего участия наставника.
Виды наставничества в онлайн-образовании
- Индивидуальное: работа один на один со студентом
- Групповое: работа с небольшой группой студентов со схожим запросом
- Ситуативное: периодическое включение в работу, решение конкретного запроса
- Теневое: к наставнику прикрепляются студенты, которые наблюдают за его работой и погружаются в рабочие процессы
Отличия наставничества от других форматов обучения
Частый вопрос, который возникает у студентов и экспертов, — а чем отличается наставничество от курсов или консультаций? Почему стоит выбрать именно этот вариант? Разбираемся в различиях между форматами.
Наставничество vs онлайн-курсы
- Онлайн-курс — это набор базовых знаний и обучение навыкам или профессиям. Например, профессии таргетолога.
- Наставничество — это индивидуальная программа, которая помогает решить конкретную проблему и учит вас в дальнейшем самостоятельно с ней справляться. В случае с таргетологом это может быть запрос «Не могу поднять конверсии с рекламы в нише медицины» или «Хочу роста, не могу понять, с чего начать», на решение которого будет направлена вся работа.
Наставничество vs консультации
- Консультация — как правило, бывает разовая, эксперт разбирает запрос студента, даёт решение и инструменты, дальше ученик справляется с проблемой самостоятельно. Например, эксперт открывает неработающее рекламное объявление таргетолога, говорит, что в нём нужно улучшить, закрывает объявление, таргетолог самостоятельно внедряет все рекомендации.
- Наставничество — наставник не только погружается в проблему и выдаёт решение, но и следит, как вы внедряете, что не работает в процессе, какие ещё инструменты можно подключить. То есть в случае с таргетологом, помогает внедрить предложенные инструменты в следующие рекламные кампании и в случае необходимости, подключается к каждой из них.
С появлением наставничества в инфобизнесе многие стали бояться этого термина. Как раз из-за большого количества хайпа, лжерезультатов и агрессивных «наставников миллионеров».
Что отличает наставника от «лжегуру»
- Опыт и кейсы: вы можете подтвердить свой опыт результатами учеников, вы сами эксперт в той области, в которой помогаете студентам
- Умение учить: вы понимаете основы психологии взрослого человека и особенности обучения взрослых
- Готовность делиться: вы не боитесь, что ученики вас переплюнут и выкинут с рынка, поэтому готовы давать даже больше заявленной программы
- Способность учиться самому: вы готовы развиваться, проходить дополнительные курсы в вашей области
Почему наставничество востребовано
- Результативность и скорость
Студент находится под постоянным «присмотром» человека, который знает и умеет больше, у которого есть несколько вариантов решения проблемы, поэтому результат достигается быстрее.
- Адаптивность
Наставник вручную подбирает темы, инструменты и методологию в зависимости от запроса и прогресса обучения.
- Вовлечённость
Рядом со студентом всегда находится более опытный специалист, который подсказывает и направляет в моменте.
- Безопасность
Наставник уже несколько раз прошёл путь до решения проблемы, поэтому студент покупает опыт.
Этапы программы наставничества
1. Подготовка и планирование
Что важно определить на этом этапе:
- цели программы
- какие правила будут соблюдать студенты
- сколько ресурсов потребуется для реализации программы
- какую аудиторию привлекать
- как отбирать студентов
Инструменты, которые можно использовать:
- CustDev
- дорожная карта проекта
2. Отбор
Чтобы обучение прошло максимально результативно для обеих сторон, нужно сузить аудиторию и провести финальный отбор участников. Зафиксировать точку старта, понять, сможет ли наставник помочь с их задачей, определить, насколько важно будущему ученику решить проблему.
Как проводить отбор: собеседование, диагностика, анкетирование.
Примеры критериев для отбора:
- образование: бэкграунд по теме
- самые важные проблемы сейчас
- почему не получается решить
- как уже решали
- сколько времени готовы уделять решению
- ценности
- доход
- готовность учиться
- пол, география и другие специфические параметры
3. Старт программы наставничества
Задача на старте объяснить ученикам, как строится рабочий процесс, выдать инструкции, чек-листы, дорожные карты, проговорить зоны ответственности, зафиксировать начальную точку.
4. Тело программы
Наполнение программы наставничества всегда зависит от запроса конкретного студента. Но основной костяк и методология работающего продукта должна основываться на принципах обучения взрослых.
Для подготовки программы можно использовать следующие инструменты:
— Цикл обучения Д. Колба
- Ученик приходит к наставнику с проблемой
- Наставник осмысляет свой собственный опыт по схожей ситуации
- Выходит к студенту с готовым решением: объясняет проблему, раскладывает её решение на шаги, даёт нужные инструменты
- Ученик уходит внедрять решение на практике
- После чего возвращается к наставнику с результатами, и процесс запускается по новой
— Лестница результатов
В этом формате шаг №1 — прописать финальный результат, которого студент хочет достичь; шаг №2 — провести декомпозицию от финального результата до первого шага.
Лестница результатов на примере наставничества «Метод CusDev»
Виды наставничества и форматы, которые можно внедрить в программу
- Супервизия
Решение предлагает не сам наставник, а ученик набрасывает собственные варианты и приходит за обратной связью к наставнику.
- Ретроспектива
Подведение итогов на каждом этапе программы, а не только в конце. Ученик видит свои достижения, наставник может вовремя отловить ошибки.
- Дневник наставника
Наставник фиксирует, что делает ученик, какие инструменты были использованы, какие пути решения уже предложил, а какие нет. Инструмент помогает взглянуть на обучение со стороны и не потеряться в задачах и учениках.
- Демо-сессия
Показываем ученику запись консультации (с разрешения клиента), определяем, какие материалы он получает после подобной сессии.
- Шедоуинг
Наставник полностью погружает ученика в свои процессы в качестве помощника, приглашает его на сессии (с разрешения клиента).
- Реверсивное наставничество
Наставник просит обратную связь на свою сессию, предлагает ученику высказаться, что бы он сделал по-другому.
Пример: программа наставничества для методистов
Продолжительность всей программы — 12 недель, которые поделены на спринты по 7-10 дней. У каждого спринта есть своя тема, свой результат и свои шаги.
Например, есть запрос — «как повысить доходимость на курсах». Наставник подбирает под этот запрос инструменты, статьи, таблицы, которые сам использует, передает их студенту, после чего ученик идет к результату, делится итогами на групповой супервизии или мастермайнде, обсуждает свои вопросы в чате.
5. Завершение программы
Последний этап наставничества — это подведение итогов. Может проходить в формате:
- защита проекта перед группой или наставником
- итоговый созвон
- ретроспектива с демонстрацией пройденного пути
- дорожная карта студента, подготовленная наставником
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.