20.10.2023
Автор статьи
Наталья Муратова
Методолог, автор Telegram-канала «ПРОкурсы. Практики методологии»

Наставничество: виды наставничества, программа и этапы

Весь интернет пестрит мемами про наставников, а термин «наставничество» вызывает волну хейта. Рассказываем, как отстроиться от волны нечестных инфобизнесменов и продавцов воздуха и запустить качественное и результативное наставничество. Говорим про виды наставничества, как сделать программу для наставничества и чем всё это отличается от обучения. Собрали в статье самое интересное из выступления Натальи Муратовой, методолога и наставника, на «Белой конфе». 

наталья муратова Наставничество: виды наставничества в онлайн-образовании, этапы программы наставничества

Наставничество как термин используется достаточно давно, многие корпорации заменяют целые обучения и курсы системой наставников, когда к новичку приставляют опытного сотрудника. Он обучает, передаёт свой опыт и помогает решить сложные ситуации. 

Наставничество — это помощь в реализации собственного опыта на практике, а главная его задача — научить решать проблемы самостоятельно, без дальнейшего участия наставника. 

Виды наставничества в онлайн-образовании 

  • Индивидуальное: работа один на один со студентом
  • Групповое: работа с небольшой группой студентов со схожим запросом
  • Ситуативное: периодическое включение в работу, решение конкретного запроса
  • Теневое: к наставнику прикрепляются студенты, которые наблюдают за его работой и погружаются в рабочие процессы

Отличия наставничества от других форматов обучения

Частый вопрос, который возникает у студентов и экспертов, — а чем отличается наставничество от курсов или консультаций? Почему стоит выбрать именно этот вариант? Разбираемся в различиях между форматами. 

Наставничество vs онлайн-курсы

  • Онлайн-курс — это набор базовых знаний и обучение навыкам или профессиям. Например, профессии таргетолога. 
  • Наставничество — это индивидуальная программа, которая помогает решить конкретную проблему и учит вас в дальнейшем самостоятельно с ней справляться. В случае с таргетологом это может быть запрос «Не могу поднять конверсии с рекламы в нише медицины» или «Хочу роста, не могу понять, с чего начать», на решение которого будет направлена вся работа. 

Наставничество vs консультации

  • Консультация — как правило, бывает разовая, эксперт разбирает запрос студента, даёт решение и инструменты, дальше ученик справляется с проблемой самостоятельно. Например, эксперт открывает неработающее рекламное объявление таргетолога, говорит, что в нём нужно улучшить, закрывает объявление, таргетолог самостоятельно внедряет все рекомендации. 
  • Наставничество — наставник не только погружается в проблему и выдаёт решение, но и следит, как вы внедряете, что не работает в процессе, какие ещё инструменты можно подключить. То есть в случае с таргетологом, помогает внедрить предложенные инструменты в следующие рекламные кампании и в случае необходимости, подключается к каждой из них. 

С появлением наставничества в инфобизнесе многие стали бояться этого термина. Как раз из-за большого количества хайпа, лжерезультатов и агрессивных «наставников миллионеров». 

Что отличает наставника от «лжегуру»

  • Опыт и кейсы: вы можете подтвердить свой опыт результатами учеников, вы сами эксперт в той области, в которой помогаете студентам
  • Умение учить: вы понимаете основы психологии взрослого человека и особенности обучения взрослых 
  • Готовность делиться: вы не боитесь, что ученики вас переплюнут и выкинут с рынка, поэтому готовы давать даже больше заявленной программы
  • Способность учиться самому: вы готовы развиваться, проходить дополнительные курсы в вашей области

Почему наставничество востребовано

  • Результативность и скорость

Студент находится под постоянным «присмотром» человека, который знает и умеет больше, у которого есть несколько вариантов решения проблемы, поэтому результат достигается быстрее.

  • Адаптивность

Наставник вручную подбирает темы, инструменты и методологию в зависимости от запроса и прогресса обучения.

  • Вовлечённость 

Рядом со студентом всегда находится более опытный специалист, который подсказывает и направляет в моменте.

  • Безопасность

Наставник уже несколько раз прошёл путь до решения проблемы, поэтому студент покупает опыт.

Этапы программы наставничества

1. Подготовка и планирование

Что важно определить на этом этапе: 

  • цели программы
  • какие правила будут соблюдать студенты
  • сколько ресурсов потребуется для реализации программы
  • какую аудиторию привлекать
  • как отбирать студентов 

Инструменты, которые можно использовать: 

  • CustDev
  • дорожная карта проекта

2. Отбор 

Чтобы обучение прошло максимально результативно для обеих сторон, нужно сузить аудиторию и провести финальный отбор участников. Зафиксировать точку старта, понять, сможет ли наставник помочь с их задачей, определить, насколько важно будущему ученику решить проблему.

Как проводить отбор: собеседование, диагностика, анкетирование.

Примеры критериев для отбора:

  • образование: бэкграунд по теме
  • самые важные проблемы сейчас
  • почему не получается решить
  • как уже решали
  • сколько времени готовы уделять решению
  • ценности
  • доход
  • готовность учиться
  • пол, география и другие специфические параметры

3. Старт программы наставничества

Задача на старте объяснить ученикам, как строится рабочий процесс, выдать инструкции, чек-листы, дорожные карты, проговорить зоны ответственности, зафиксировать начальную точку. 

4. Тело программы

Наполнение программы наставничества всегда зависит от запроса конкретного студента. Но основной костяк и методология работающего продукта должна основываться на принципах обучения взрослых. 

Для подготовки программы можно использовать следующие инструменты: 

— Цикл обучения Д. Колба

Наставничество: виды наставничества в онлайн-образовании, этапы программы наставничества

  • Ученик приходит к наставнику с проблемой 
  • Наставник осмысляет свой собственный опыт по схожей ситуации
  • Выходит к студенту с готовым решением: объясняет проблему, раскладывает её решение на шаги, даёт нужные инструменты
  • Ученик уходит внедрять решение на практике
  • После чего возвращается к наставнику с результатами, и процесс запускается по новой

— Лестница результатов

В этом формате шаг №1 — прописать финальный результат, которого студент хочет достичь; шаг №2 — провести декомпозицию от финального результата до первого шага. 

Лестница результатов на примере наставничества «Метод CusDev»

Наставничество: виды наставничества в онлайн-образовании, этапы программы наставничества

Виды наставничества и форматы, которые можно внедрить в программу

  • Супервизия

Решение предлагает не сам наставник, а ученик набрасывает собственные варианты и приходит за обратной связью к наставнику. 

  • Ретроспектива

Подведение итогов на каждом этапе программы, а не только в конце. Ученик видит свои достижения, наставник может вовремя отловить ошибки.

  • Дневник наставника

Наставник фиксирует, что делает ученик, какие инструменты были использованы, какие пути решения уже предложил, а какие нет. Инструмент помогает взглянуть на обучение со стороны и не потеряться в задачах и учениках. 

  • Демо-сессия

Показываем ученику запись консультации (с разрешения клиента), определяем, какие материалы он получает после подобной сессии.

  • Шедоуинг 

Наставник полностью погружает ученика в свои процессы в качестве помощника, приглашает его на сессии (с разрешения клиента). 

  • Реверсивное наставничество 

Наставник просит обратную связь на свою сессию, предлагает ученику высказаться, что бы он сделал по-другому. 

Пример: программа наставничества для методистов

Наставничество: виды наставничества в онлайн-образовании, этапы программы наставничества

Продолжительность всей программы — 12 недель, которые поделены на спринты по 7-10 дней. У каждого спринта есть своя тема, свой результат и свои шаги. 

Например, есть запрос — «как повысить доходимость на курсах». Наставник подбирает под этот запрос инструменты, статьи, таблицы, которые сам использует, передает их студенту, после чего ученик идет к результату, делится итогами на групповой супервизии или мастермайнде, обсуждает свои вопросы в чате.

5. Завершение программы 

Последний этап наставничества — это подведение итогов. Может проходить в формате: 

  • защита проекта перед группой или наставником 
  • итоговый созвон
  • ретроспектива с демонстрацией пройденного пути
  • дорожная карта студента, подготовленная наставником
Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
31.07.2023 Полезное Как оформить резюме и сделать его продающим 24.04.2024 Правила работы Маркетинг 11 ошибок продвижения онлайн-школ 16.09.2022 Продажи Как выстраивать отдел продаж в онлайн-школе: 5 советов от руководителя