Топ-9 механик вовлечения в онлайн-курс
Почему после продажи курса нельзя забывать про вовлечение? И как правильно работать со студентами, чтобы они были довольны обучением и становились постоянными клиентами? Об этом поговорим в статье про механики вовлечения в онлайн-образовании.
Автор: Григорий Миндеров, копирайтер.
Зачем работать с вовлечением в онлайн-курс, если люди уже купили
Когда клиент оплачивает курс, мы расслабляемся. Но если мы хотим, чтобы у студентов были отличные результаты, клиенты становились постоянными, а мы получали мощные кейсы, нужно работать над вовлечением.
Когда ученик вовлечён в обучение, он из пассивного слушателя превращается в активного деятеля: выполняет задания, ведёт себя активно и приходит к высоким результатам. Организаторы получают отличный кейс и, если всё сложилось удачно, адвоката бренда, который будет рекомендовать онлайн-школу знакомым.
Что нужно сделать заранее
Некоторые элементы вовлечения можно внедрить сразу во время курса. Но лучше к новшествам подготовиться.
- Узнайте потребности аудитории.
Какие результаты люди хотят получить во время обучения? Что их мотивирует учиться? Что для них важно? Каким способом они хотят решить свои проблемы? Как они поймут, что получили то, что хотели?
Анализируя целевую аудиторию, вы уже получите идеи для вовлечения.
Например, человек хочет научиться профессии таргетолога, чтобы работать удалённо и уделять больше времени своей семье. Объёмные уроки для него не подойдут, так как семья — приоритет. При этом ему важно чувствовать, что у него всё получается.
Из примера выше мы делаем выводы. Человеку нужны небольшие уроки, чтобы он успевал побыть с семьёй. Нужно, чтобы кураторы давали обратную связь по выполненным заданиям. Так студент поймёт, что у него всё получается.
- Поставьте цели.
Зачем вам вовлечение? Какие результаты хотите получить от этого?
Допустим, вы хотите, чтобы больше ваших студентов доходили до конца курса и получали диплом. Для вас это хорошо, потому что ваши курсы будут считать результативными и вы получите больше классных кейсов.
Какие ещё задачи можно решить с помощью вовлечения
- Сформировать мнение о бренде онлайн-школы. Например, как о лёгком обучении, как о результативном обучении, как о весёлом обучении и т. д.
- Сделать обучение нескучным.
- Сделать обучение в виде игры. Для детей, например. Хотя геймификация подойдёт и взрослым.
- За счёт вовлечения дать людям дополнительную выгоду. Например, не просто научиться танцевать, а найти пару в своём городе для танцев. Это решается, например, знакомством и общением с одногруппниками или заданием познакомиться с человеком в тематических сообществах. Причём можно и нужно это задание подать как игру.
Как вовлекать: топ-9 механик вовлечения в онлайн-курс
1. Общение
Сюда входит два направления:
- общение с преподавателем или куратором
- общение с одногруппниками.
Желательно, чтобы внутри вашего онлайн-курса работали оба элемента. Когда студент видит, что в чате можно пообщаться с экспертом и одногруппниками, это делает его мотивированным. Но важно вовлечь студента в это общение. Это можно сделать за счёт баллов, которые даются, например, за полезный комментарий. Также есть чат-боты, которые транслируют внутри чата достижения каждого студента.
Общение можно настроить через совместную работу студентов. Например, разделить их на команды, где руководителем будет куратор, и дать задание.
Со стороны эксперта будет большим плюсом провести онлайн-встречи с ответами на вопросы.
2. От простого к сложному
Нельзя сразу окунать студента в сложное обучение, даже если тема курса сама по себе непростая. Лучше разбить сложные уроки на более мелкие. Так программа обучения будет лучше усваиваться.
Но при этом не забывайте о посильных сложностях, заданиях и дедлайнах. Всё это тоже должно быть, но в разумных количествах.
Допустим, вы сначала дали несколько простых уроков, далее — более сложное занятие с тестом. Потом творческий урок и за ним — занятие с общим тестом по всему модулю.
3. Разный формат контента
Кому-то проще изучать урок в видеоформате, а кому-то — в формате текста. Лучше всего делать занятия сразу в нескольких форматах. Также можно добавлять дополнительные материалы: ссылки на статьи, подкасты, записи вебинаров.
Допустим, мы записали видеоурок «Как настраивать рекламу в ВК». К нему можно сделать транскрибацию со скриншотами из видео и выложить отдельным файлом. Урок можно дополнить статьями из вашего блога, где вы делитесь кейсом по настройке рекламы в ВК, например.
Так студенты будут вовлекаться не только внутри курса, но и в целом в ваш проект.
4. Практика
Сухая теория может быть интересна, но она точно не привьёт навыки вашим клиентам. Поэтому делайте уроки такими, чтобы потом полученные знания можно было отработать на практике.
Для этого подойдут учебные проекты. Например, на наших курсах ученик может выбрать, проходить обучение на своём проекте или на учебном, который ему подберут в центре карьеры.
Это хорошо для учеников — у них сразу формируется навык, это хорошо для нас — ученики получают результаты и становятся нашими постоянными клиентами.
5. Обратная связь
Когда ученик видит, что его задания получают адекватную оценку со стороны куратора или эксперта, это мотивирует двигаться дальше. Но обратная связь должна быть грамотной.
Если просто писать после каждого урока «ДЗ проверено, можете двигаться дальше» — это совсем не мотивирует. Ответ должен быть развёрнутым. Например, по принципу сэндвича.
Допустим, мы оставляем обратную связь на домашнее задание по методу сэндвича:
«Вы хорошо проанализировали целевую аудиторию: выявили их боли и желания и расположили всё это в таблице. Было бы здорово разбить ту аудиторию, что у вас получилась, на сегменты. Так ваш анализ будет более информативным. В целом у вас хороший темп обучения и задания сдаёте вовремя. Это здорово».
6. Тесты и оценки
Тестирование помогает ученику понять, что он усвоил, а что нет. Когда человек успешно проходит тест, он испытывает удовлетворение: «Отлично. Этот урок я прошёл. Пора двигаться дальше». Чтобы у студента было позитивное впечатление, тест нужно делать правильно.
Каким должен быть тест в онлайн-курсе:
- лёгким
- с небольшим количеством пунктов
- полезным
- по теме урока.
Например, если спросить новичка «Какую настройку в рекламном кабинете ВК вы выберете, если мы продвигаем онлайн-школу по IT-профессиям?», вряд ли после такого ученик останется доволен. Этот вопрос полезный, но сложный. Лучше остановиться на тестах с простыми вопросами и с 3–5 вариантами ответов.
Другая крайность — делать тест слишком лёгким. Если наша аудитория — опытные таргетологи, вряд ли им понравится вопрос «Что такое CTR?»
Кроме тестов можно внедрить систему оценок. Допустим, студент вовремя отправил домашнее задание на проверку — плюс один балл. Он всё правильно выполнил — плюс ещё один балл. И так далее.
Система оценок вовлекает людей в обучение. Главное, чтобы эта система не была суровой, как в советской школе.
7. Соревновательный дух
Тут нужно быть осторожным. Не все люди будут согласны участвовать в рейтингах. Некоторым это неинтересно. Поэтому система рейтингов должна быть гармоничной:
- она не должна задевать тех, кто не хочет в ней участвовать
- должна привлекать тех, кому это важно.
Возможно, вы видели в соцсетях или мессенджерах фишку, когда человека, оставившего комментарий, благодарят и он за это получает 1 балл. Часто эта система не даёт какого-либо преимущества.
Но эта механика помогает вовлечь людей в общение. Студенты стараются не просто ответить на чей-то вопрос одной фразой, а дать развёрнутый ответ. В результате тот, кто спросил, решает свой вопрос, а тот, кто ответил, получает за это балл.
Это один из примеров. Можно использовать и другие механики. Например, в сообществах ВКонтакте есть фишка с рейтингом, куда попадают самые активные участники. То же самое можно применить и внутри онлайн-курса.
8. Геймификация
Она помогает, когда нужно освоить сложный навык или когда у студентов много отвлекающих факторов. Актуально для онлайн-курсов.
Простая геймификация обучения выглядит так: есть сюжет, за промежуточные этапы студенты получают награду (баллы или что-то ещё), в конце — главный приз.
В целом сюжет можно встроить в процесс обучения. Каждый урок или модуль — промежуточный этап, за который студент получает баллы. За эти баллы он может, допустим, приобрести книгу или дополнительный курс. После прохождения обучения и сражения с главным «врагом» (дипломной работой) студент получает основную награду — диплом.
Это простейшая механика. Конечно, можно добавлять и другие призы, делать розыгрыши в конце, битвы студентов и т. д. Главное, чтобы это отвечало вашим целям и помогало вовлечь студентов.
Ошибки геймификации
- Награды выдаются за стандартные действия
Например, человек лайкнул урок и получил за это балл. Как это поможет обучению? Никак. К тому же теряется ценность баллов. Поэтому награды должны выдаваться за что-то существенное, что помогает студенту в учёбе: прохождение урока или модуля, прохождение теста, помощь одногруппникам и т. д.
- Слишком много механик
Если вы внедрили какую-то механику, придерживайтесь её. Например, вы даёте баллы за прохождение уроков, а потом пришла идея добавить кроссворды после каждого урока, а ещё было бы круто внедрить персонажа, который бы давал дополнительные задания. Так дело не пойдёт. Это загрузит студента, и его внимание будет рассеяно.
- Нет правил
Если внедряете геймификацию, даже простую, объясните студентам правила. Иначе они могут не понять, зачем все эти баллы и что их ждёт впереди. В результате сила геймификации испаряется.
9. Примеры: кейсы, истории
Когда мы видим не сухую теорию, а реализацию на конкретном примере, материал усвоить гораздо проще. Для этого у нас есть кейсы и истории.
Допустим, мы объясняем, как настраивать таргетированную рекламу в ВКонтакте. Да, мы можем показать на экране, куда нажимать и какие настройки применить. Но также будет полезно показать конкретный кейс. Простая формула:
- что за проект
- какие стояли задачи
- что сделали
- каких результатов достигли.
Ещё один инструмент вовлечения — истории.
Через сторителлинг до людей гораздо проще донести информацию. Истории можно вшить внутрь уроков, а можно добавить отдельным материалом. Также из историй можно сделать упражнения.
Сперва вы рассказываете начало истории: что произошло, с какими вызовами столкнулись. Далее предлагаете студентам решить, как бы они поступили.
Для примера возьмём курс по переговорам. Мы можем рассказать историю (можно вымышленную), как главный герой пришёл на переговоры с целью заключить контракт. Но другая сторона отказывается. Далее даём задание: «Как бы вы поступили в такой ситуации?» Можно дать варианты ответа, а можно не давать.
Подобные задания вовлекают студентов в процесс обучения и позволяют закрепить полученные знания.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.