22.01.2024
Автор статьи
Екатерина Савостикова
Геймдизайнер в образовании

Онлайн-игра в обучении

Как превратить онлайн-курс в игру, которую проходят до конца и советуют другим? Советы геймдизайнера Екатерины Савостиковой по геймификации курса. Конспект выступления на «Белой конфе». 

Екатерина Савостикова Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

УТП игры и курса

У вас есть курс, у которого всё хорошо с методологией, содержанием. Как удержать внимание ученика и превратить прохождение обучения в увлекательную игру?

Игры воссоздают для вас ощущение, что вы детектив, маг, бог и т.д. Если посмотреть на любую компьютерную игру, то каждая будет с уникальным опытом, который человек в ней получит. Этот опыт раскрывается через:

  • условия победы
  • механику взаимодействия с игрой
  • моментальную обратную связь
  • систему прогресса
  • сюжет, описание мира, визуал, звуки и т.д.

Когда вы заходите в описание игры, вы видите её УТП.

В нём всегда есть ответ на вопросы: кто вы, где вы, как будете проходить игру и зачем вам это. 

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

Именно опыт отличает игры друг от друга. 

Если посмотреть на описание онлайн-курсов, то часто оно будет практически одинаковым даже для разных ниш. Опыт будет похожим. 

Например, курс про то, как написать свой первый роман. Что надо делать? Посмотреть семь полуторачасовых видео с говорящей головой на фоне презентации, 36 раз выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.

Или, например, курс про то, как настроить таргет ВК. Посмотрите 36 двадцатиминутных видео с говорящей головой на фоне презентации, 57 раз выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. 

Получается, что УТП курсов строится вокруг результатов от обучения. Пользовательский опыт же ничем не отличается.

Чтобы составить уникальное УТП онлайн-обучения, вам нужно будет ответить на те же 4 вопроса. 

  • Кто? 
  • Где? 
  • Зачем?
  • Как?

Возьмём для примера мини-курс по Blended learning для тренеров корпоративного обучения. В нём нужно было показать, что для проведения тренинга понадобится найти и скомбинировать разные форматы контента. Думая над УТП, нашли опыт, который более-менее похож на то, что делает человек, проектируя такое обучение.

Составили описание: «Найдите способ убедить существ из других галактик поделиться своими технологиями с людьми, чтобы спасти планету от мусорной катастрофы».

В результате людям интереснее сам процесс прохождения, их опыт, а не только конечная цель.

Чтобы проектировать обучение с учётом приёмов геймификации, в котором акцент смещён на процесс, можно пойти от трёх исходных.

  • От задачи. 

Ответьте на вопрос: что человек должен уметь, чему вы будете его обучать? Какие действия научат его или вынудят научиться?

  • От механики.

Найдите релевантную игру и замените в ней содержание на своё. Например, карточки Uno, в которых от игры останутся только сами карты и правила, а внутри будет построено ваше обучение. 

  • От идеи.

Например, вам очень хочется переложить Гарри Поттера на вашу тему. Найдите опыт, который хотите воссоздать, и сделайте по нему курс.

Составляющие уникального опыта в онлайн-обучении

Как это всё реализовать? Как мы уже сказали, уникальный опыт в игровом обучении создаётся через такие факторы.

  • Условия победы. Что будет считаться идеальным результатом ученика? Ответьте на вопрос: «Ок, и как тут победить?».

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

Есть неочевидные условия победы. Например, если вы играете в тетрис, то вы его точно не обыграете. Но результат следующей игры будет отличаться от предыдущего, и вы будете учиться делать всё лучше и лучше. 

Аналогично может быть и в вашем курсе, если использовать онлайн-игру в обучении. Например, в нём много материалов — на три года вперёд, и может быть много комбинаций одного с другим, много вариантов прохождения обучения. 

Простой способ повысить доходимость обучения — поставить для студента цель

  • Механика взаимодействия с игрой в обучении. Это ответ на вопрос: «Что надо сделать?»

Механика строится на игровом цикле. Вы выписываете действие, которое человек совершает в вашей «игре», на него у вас должен быть бонус или обратная связь. Эти бонусы позволяют ученику выйти на новый виток, они всегда имеют смысл. 

Игровой цикл: действие

Начнём с игрового действия. 

Например, вспомните игру Pokemon. Действие: человек ловит покемонов. Бонус: очки опыта, покеболы, яйца покемонов. Расширение: новые покемоны, новые миссии, эволюция. 

Разные типы игроков мотивируются от разных способов взаимодействий с игрой. Например, Р. Бартл разделил игроков на четыре психотипа. 

  • Киллер — игроки, которым нужно побеждать, быть лидерами, доминировать над другими. Соревнуются, борются, побеждают, получают вызовы.
  • Карьерист — игрок, который действует в игровом мире, собирает достижения, ачивки, хочет получить максимум того, что есть в игре. Создаёт, строит, выбирает. 
  • Социальщик — игрок, который взаимодействует с другими, лайкает, даёт обратную связь, ему нравится объединение с командой. Помогает, комментирует, обменивается. 
  • Исследователь — игрок, который взаимодействует с игровым миром, эти люди замотивированы узнать про игру всё, поиграть за разных персонажей. Находят, голосуют, открывают, узнают. 

Всё это можно переложить на онлайн-обучение. Студенты будут взаимодействовать с курсом, другими студентами или кураторами и т.д. 

Например, при геймификации курса вы можете добавить лидерборды для «киллеров», дать возможность «карьеристу» максимально поучаствовать во всех заданиях и получить за это плюшку, для «социальщиков» — добавить возможность взаимодействия учеников друг с другом или куратором, для «исследователя» предложите несколько треков обучения, среди которых он найдёт свой.

Что важно в действиях в обучающей игре?

  • Разнообразие. Они должны подходить под разный тип мотивации, позволять прийти к победе разными способами. Пусть игроку придётся делать значимый выбор в процессе, принимать решения.
  • Аутентичность. Чтобы действия помогали получить именно тот опыт, который вы спроектировали.

Игровой цикл: обратная связь

Обратная связь, к которой многие привыкли ещё со школы, концентрируется на ошибках.

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

Однако если вы проигрываете в игре, то скорее увидите сообщение «Не расстраивайся, хочешь продолжить?».

А так выглядит привычная человеку обратная связь на успех, если это — типичное обучение.

В игре же вы увидите и фейерверк, и восторг вашей победе, и поздравления.

То есть игра концентрирует вас на успехе и говорит, что ошибаться — нормально. 

Подкрепляйте успех в своих курсах, делайте акцент на нём. Говорите о том, что сделано хорошо

Игровой цикл: расширение и прогресс

Игра должна усложняться и показывать ваш прогресс. 

Что изменится на вашем курсе спустя ⅔ прохождения? Как вы покажете ученику, что он научился делать хорошо? Ищите ответы на эти вопросы. 

Примеры уникальных опытов в играх

Когда у вас настроены все составляющие уникального игрового опыта, создайте визуал, меню, чтобы транслировать вашу идею.

Например, портал «Учи.ру» сделал магическую игру для школьников, которая основывается на математике. В ней ученикам нужно решать как можно больше примеров. 

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

Внутри неё все экраны, уровни, сюжет сделаны так, чтобы ученик себя почувствовал волшебником. 

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

На уровне действий школьник решает пример, это создаёт заклинание, получается моментальная обратная связь — можно нанести урон слизню, увидеть от него смешную фразу в ответ. 

Дальше ученик получает бонусы на уровне, открывает волшебный сундук, в котором есть более сложный пример или задача, которую нужно решить и получить новый бонус. 

Игра постоянно усложняется, а ученик решает примеры. 

Со временем в игре открывается тренировочный центр с монетками, которые можно заработать и на них купить себе кристалл. Здесь есть возможность заново решить свои примеры, в которых были ошибки. 

Другой пример геймификации — мини-игра по антибуллингу. С её помощью решили донести до школьников, в школах которых нет интернета, материалы фонда «Травли нет». Точнее, проверить, как дети усвоили уроки от учителей и научились справляться с буллингом. 

Из материалов фонда выписали все ситуации, в которых дети могут проявить навык справляться с буллингом, распознавать его.

УТП игры: выясни, кто на самом деле разбил школьную витрину, и спаси одноклассника от несправедливого наказания. Собирай улики, допрашивай свидетелей и не ошибись с выводами. 

Условие победы: ответить на как можно больше вопросов в конце расследования — вычислить виновного и раскрыть обстоятельства дела.

Механика игры: выбирай действие, выполняй задание правильно — получай зацепки — продвигай сюжет вперёд.

Центральный опыт: почувствовать себя супердетективом, который не боится преследования и докапывается до правды. 

Ещё один пример — игра по профориентации ERROR.42, она сделана на Tilda. В ней человеку нужно попробовать четыре профессии за 15 минут.

Как использовать онлайн-игру в обучении | Геймификация курса, обучающие игры

УТП игры: выполни все задания для создания, настройки и запуска устройства, которое перезапустит день и продлит жизнь человечества ещё на сутки.  

Условие победы: дойти до конца сюжета. В начале игры человек просыпается не там, где уснул, а в научной лаборатории, и узнаёт, что другой человек пропал, а он занял его место. Нужно будет вместо другого запускать устройство, спасать человечество и продлевать жизнь на день. В процессе игрок сталкивается с новыми данными и начинает осознавать, что не обязан всю жизнь находиться на нелюбимой работе. 

Механика: верно выполни задание — получай зацепки — продвигай сюжет вперёд. 

Центральный опыт: почувствовать себя профессионалом, который застрял в нелюбимой работе, как во временной петле, но который имеет шанс из неё выбраться.

Смотрите на игры, на другие курсы, перенимайте чужой опыт и вдохновляйтесь, чтобы создавать более яркие и интересные продукты. Проектируйте свой уникальный опыт обучения.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
22.12.2023 Образование Топ-5 форматов онлайн-обучения 10.05.2023 Образование Полезное Геймификация в обучении 29.02.2022 Образование Полезное Как устроен мозг: фишки для тех, кто работает в обучении