25.12.2023
Автор статьи
Михаил Осипов
Эксперт методического сектора «Университета Иннополис»

Как работать с метриками доходимости и вовлечённости

Можно ли считать, что доходимость 90% — это 100% успеха онлайн-обучения? И если да, то как добиться такого показателя? Собрали самое интересное из выступления Михаила Осипова, эксперта методического сектора «Университета Иннополис», на «Белой конфе».

Михаил Осипов Метрики вовлеченности и доходимости онлайн-курса (COR - Completion Rate) | Виды вовлеченности

Когда мы создаём обучение, мы должны опираться на доказательный подход. То есть не «сделай так, потому что я считаю, что это лучше», а «сделай так, потому что показатели и анализ, который я провёл, доказывают, что это лучше». 

Например, как сделать выбор: нужна курсу геймификация или нет? Провести анализ целевой аудитории, сформулировать цели обучения, учесть особенности темы и ниши, а не внедрять этот сложный механизм, просто потому что это «прикольно».

Ответить на вопрос надо/не надо помогают метрики — данные, цифры, которые мы берём из результатов обучения, показателей сайтов, учебных платформ. 

Две важные метрики, на основе которых мы можем сделать выводы об успешности онлайн-курса — это вовлечённость и доходимость (COR). Разберём, в чём разница между ними, как их измерить и на что они влияют. 

Вовлечённость и доходимость онлайн-курсов

Для начала давайте разберёмся, что означают эти понятия. 

COR (Completion Rate) — индекс доходимости, или сколько купивших учеников прошли ваш курс до конца. 

Считается в процентном соотношении по следующей формуле:

Метрики вовлеченности и доходимости онлайн-курса (COR - Completion Rate) | Виды вовлеченности

Студенческая вовлечённость — следующая важная метрика. Она показывает, насколько глубоко и активно студент откликается на учебный процесс, сколько тратит на него времени и усилий. 

Выделяют три вида вовлечённости. 

1. Поведенческая вовлечённость

Комментарии студентов в чате, задавание вопросов и ответы на них, поиск и оказание помощи по прохождению обучения другим студентам, участие в различных дискуссиях и т.д.

Как измерить: количество отправленных сообщений в студенческом чате, количество участников, прочее. 

Как влиять: 

  • установить чёткие и прозрачные цели для каждого студента
  • разобрать пошагово обучение на курсе (дорожная карта студента)
  • подробно пояснить ценность базы знаний
  • поддерживать дискуссии вокруг тем обучения в чате и т.д

2. Когнитивная вовлечённость

Выполнение студентами всех домашних заданий, проявление упорства в изучении раздаточного материала, в прохождении бонусных занятий и т.д.

Как измерить: процент успешно выполненных домашних заданий, изученных раздаточных материалов, успешно выполненных тестирований и т.д. 

Как влиять: 

  • использовать методы активного обучения (дискуссии, групповые проекты, исследования и т.д.)
  • обращаться к опыту студентов путём визуализаций, аналогий, метафор
  • давать конструктивную обратную связь во время обучения
  • задействовать рубрику «А знали ли вы?» по теме обучения и т.д.

3. Эмоциональная вовлечённость

Проявление интереса, любопытства или удовольствия от обучения, выражение положительного отношения, ценности, важности, личной значимости обучения и т.д.

Как измерить: процент положительных отзывов до, во время и после обучения, положительной обратной связи в работе с преподавателями, кураторами и т.д. 

Как влиять: 

  • использовать юмор в обучении (профессиональный юмор, мемы и т.д.)
  • задействовать качественно оформленный и разнообразный учебный контент
  • использовать сторителлинг в обучении
  • создавать и поддерживать положительный климат во время обучения и т.д.

Вовлечённость напрямую влияет на доходимость — чем активнее ученик участвует в процессе, чем интереснее для него складывается обучение, чем лучше он видит свой прогресс, тем выше шанс, что он продолжит обучение и пройдёт его до конца. 

Разберём, какие показатели доходимости говорят об эффективности онлайн-курса. 

Какой уровень доходимости онлайн-курса считается эффективным? 

Иногда просто взглянуть на цифру недостаточно для того, чтобы сделать вывод об эффективности обучения. Так как вы не знаете исходных данных: сколько учеников обучалось на курсе, насколько сложными были домашние задания, каковы были условия выдачи сертификатов и так далее. 

Кажется, что всё логично — чем выше доходимость, тем качественнее материал на вашем онлайн-курсе. 

Именно поэтому многие не совсем добросовестные школы так гонятся за высоким процентом COR, искусственно его завышая через следующие инструменты: 

  • выдавать сертификаты до защиты проектной работы
  • сделать лёгкими домашние задания
  • пообещать дорогой бонус в конце обучения и т.д. 

Но по факту, важно, чтобы уровень доходимости (COR) был релевантен образовательным метрикам и учебным целям. 

Разберём эффективность показателей COR на примере курса о создании учебных презентаций. 

1. В начале каждого обучения ставится цель на занятие, модуль или на весь курс: например, овладеть каким-то навыком или научиться проектировать презентацию с нуля.  

Метрики вовлеченности и доходимости онлайн-курса (COR - Completion Rate) | Виды вовлеченности

2. Каждой из этих целей привязывается определённая метрика. Например, процент учеников, прошедших тестирование, успешно выполнивших домашнее задание или защитивших проект. 

Метрики вовлеченности и доходимости онлайн-курса (COR - Completion Rate) | Виды вовлеченности

3. И тогда COR считается на основании показателей образовательного результата. Сколько людей овладело навыками и внедрило эти навыки в результат обучения. 

Метрики вовлеченности и доходимости онлайн-курса (COR - Completion Rate) | Виды вовлеченности

То есть мы считаем показатель доходимости, но при этом держим в уме — сколько человек по ходу обучения и в результате него выполнило поставленные цели. 

Теперь рассмотрим примеры на реальных цифрах. 

Можно ли считать такой COR эффективным? 

COR = 90%

% студентов, сдавших тестирование более 70% по каждому занятию = 30%

% студентов, успешно выполнивших домашние задания = 20%

% студентов, успешно защитивших проект = 10%

Всего училось 100 студентов, дошло до конца обучения 90.

Из 90 студентов:

27 студентов — успешно сдали тестирование (более 70% успешных ответов по занятию)

18 студентов — успешно выполнили домашние задания

9 студентов — успешно защитили проект

Мы видим, что доходимость достаточно высокая, но нельзя считать такой показатель эффективным, потому что всего 9 студентов защитили дипломные работы, а значит, всего 9 студентов из 100 смогли применить полученные знания на практике. 

А можно ли считать эффективным такой COR? 

COR = 40%

% студентов, сдавших тестирование более 70% по каждому занятию = 95%

% студентов, успешно выполнивших домашние задания = 80%

% студентов, успешно защитивших проект = 65%

Всего училось 100 студентов, дошло до конца обучения 40.

Из 40 студентов:

38 студентов — успешно сдали тестирование (более 70% успешных ответов по занятию)

32 студентов — успешно выполнили домашние задания

26 студентов — успешно защитили проект

Доходимость ниже 50%, но при этом количество учеников, эффективно прошедших курс, а значит тех, кто научился применять знания на практике — 26 студентов из 100, что гораздо выше, чем в первом случае. 

Образовательный результат — количество учеников, которые овладели навыком и выполнили поставленную на курсе цель — это главный показатель эффективности онлайн-школы. 

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
04.12.2023 Сопровождение учеников Служба заботы Как построить команду сопровождения в онлайн-школе 29.09.2023 Методология Вовлечённость студентов: как увеличить доходимость и LTV в онлайн-обучении 11.10.2022 Сопровождение учеников Служба заботы Поддерживающие вебинары на курсах: как они повышают доходимость учеников и влияют на качество обучения