29.02.2022
Автор статьи
Елена Тихомирова
Эксперт в области e-learning, автор блога и Telegram-канала про e-learning «Живое обучение»

Как устроен мозг: фишки для тех, кто работает в обучении

Как работает мозг, фишки в обучении онлайн и офлайн | Советы учителям Елена Тихомирова

Обучение — это процесс, который происходит внутри головы слушателя в виде понятных и конкретных действий: кровоток к определенным зонам мозга, выработка гормонов, наращивание нейронных связей. Физика и химия. И хотя мозг человека — штука очень сложная и по сей день одна из самых неизученных, многое уже проверено, и этим надо пользоваться. 

Что можно сделать, чтобы обучение, которое мы создаем, лучше отвечало тому, как работает мозг слушателей?

1. Движение против сидения на месте

Мозг лучше всего работает, когда тело двигается. В движении улучшается кровоток, и мозг получает больше кислорода. Кислород нужен, чтобы мозг лучше работал.

Что делать? 

— Предлагать слушателям двигаться каждые 15-20 минут обучения.

—  В синхронном обучении можно вместе делать растяжку и зарядку. В асинхронном — предложить 2-3 упражнения и показать, как их сделать.

— В очном — предлагать всем встать, подвигаться, поиграть в мяч с вопросами (это еще одну задачу сразу решит): тренер бросает мяч, слушатель ловит и отвечает на какой-то вопрос.

2. Говорить лучше, чем слушать

Чем дольше ученик слушает, тем сильнее мозг уходит в пассивный режим. Пассивный режим снижает эффективность восприятия. Потому студентам нужно говорить: пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, выделять ключевые мысли.

Что делать? 

— Инверсия: предлагать слушателям научить чему-то друг друга (хорошо работает в малых группах).

— Игра в мяч (виртуальный или реальный): ученики ловят мяч, отвечают на вопросы или что-то говорят.

— Рассказ про кейс: предлагаем слушателям рассказать свой кейс и то, как только изученное будет в нем применимо.

3. Писать лучше, чем читать

Здесь снова задача в том, чтобы заставить мозг действовать активно и что-то производить. И особенно в онлайн-обучении, где дать каждому возможность говорить может быть трудно. Писать могут все.

Что можно делать? 

— Коллективные заметки: все делают заметки и собирают их в один документ или ментальную карту.

— Зарисовки, графические заметки и дудлы: слушателям предлагают сделать визуализацию мыслей из обучения.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования.

Подписывайтесь, чтобы оставаться в теме и получать только полезную рассылку

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
27.04.2022 Кейсы Образование Полезное Геймификация обучения в образовательной среде: примеры, кейсы, игровые механики 18.03.2022 Служба заботы Навыки грамотного куратора, которые пригодятся и в эпоху турбулентности 14.02.2022 Служба заботы Почему на курсах нужно отвечать даже на «глупые» вопросы участников