Назад в 2021. Белый шторм: начало
Дмитрий Румянцев подводит итоги года, рассуждает про рынок онлайн-образования и тренды в обучении 2022 и рассказывает, почему личный бренд иногда сильнее мощного онлайн-университета с деньгами от инвесторов.
«Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь».
Ровно год назад я писал, что ситуация с репутацией обучения достигла дна и пора что-то делать. Одной из задач было запустить «белую волну» и превратить это в тренд. Несмотря на весь хейт от старожилов. Для этого нужно было как минимум показать альтернативу инфожуликам, которые убивают рынок нормальных курсов. Донести идею, что завышенные обещания — это дно. И обман пользователей на бесплатных продающих вебинарах — тоже. Что можно продавать честно, не строя иллюзий о легком и быстром заработке. Причем донести эту мысль надо было в первую очередь до тех, кто эти курсы делает.
Этим я последовательно и занимался. Во-первых, публиковал соответствующий контент и запускал его на широкую аудиторию с хорошим охватом. Во-вторых, организовывал профессиональную белую конференцию и курс с тем же концептом.
И к концу года начал замечать первые изменения. В сторис и постах вдруг многие участники рынка начали говорить об экологичности. Темы моих публикаций стали подхватывать, репостить, копировать и рерайтить. Кто-то просто начал писать ровно о тех же вещах, не зная обо мне вообще ничего. Заговорили о качестве продукта, о том, что обертка должна соответствовать содержанию.
Даже Дашкиев начал транслировать, что пора не обещать, а работать с методологией (что-то почуял). Аяз запустил открытые уроки и другие альтернативные форматы. Собчак подхватила тренд и выпустила видео про инфоцыган. Кстати, мне все равно, прогрев это или нет. Задачу обесценивания лжи она решает.
Лично ко мне начали приходить люди на обучение, потому что я не обещаю золотых гор, но обещаю труд, пот и слёзы. Воронки через тест-драйв, открытые уроки, новичковые курсы, мини-курсы и другие альтернативы стали плодиться как грибы.
Возможно, это произошло и не из-за моей работы. Возможно, я просто встроился в существующий тренд. Но мне в данном случае все равно. Важен результат. Я понимаю, что десятки людей на YouTube решали похожие задачи и до меня. Честь им и хвала. Без всякой иронии — респект и уважуха. Мы в одной лодке.
Главное — то, чего я добивался, стало устойчиво появляться в инфополе. Стало все более модным не врать и быть экологичным. Тренд начал набирать силу и продолжится, я уверен.
Но, конечно, были другие тренды. И второй — это методология, и шире — сопровождение.
Люди, наконец, поняли, что курс — это не просто лекции, записанные профи, и не просто регулярные прямые эфиры. Это работа профессиональных кураторов (ключевое слово — профессиональных), и разные формы поддержки учеников. Вплоть до гибридной формы: смесь офлайна и онлайна. Это групповая работа и мастермайнды, хотя здесь есть много подводных камней (в первую очередь — неравноценность групп). Это правильное выстраивание материала.
При этом кураторство в классической форме (просто ответил «да» или «нет») уже не прокатывает, как и какие-то точечные разборы 2-10 участников с потока.
Хороший куратор — это специалист высокого уровня, который работает руками. Набрать их «по объявлению» уже не выйдет. Они не просто должны обладать экспертизой, но ещё эмпатией, стрессоустойчивостью и желанием помогать. Только эти навыки решают ключевую задачу — максимальное доведение студентов до результата.
Отсюда вытекают третий и четвёртый тренды в онлайн-образовании.
Третий — куратор становится одной из важнейших профессий, и его стоимость будет только расти, как и качество. Без кураторов больше никуда. Только не путайте реальных кураторов и службу заботы об учениках. Кураторы — люди, которые ориентируются в предмете на 10 баллов из 10, они в материале и доводят до результата.
Четвёртый — рентабельность обучения начнёт снижаться. Невозможно сделать качественное сопровождение бесплатно. Соответственно, все выше перечисленное начнет влиять на стоимость курса. 50-60% рентабельности станут удачей. Готовьтесь к 20-30 % максимум, если работаете на объёмах. И особенно, если работаете с холодной аудиторией, не успевая ее прогреть.
Но это ещё не конец.
Пятый тренд — это приход глобальных игроков на рынок онлайн-образования. У нас уже есть Яндекс.Практикум, «Нетология», Skillbox, SkillFactory и т. д. Скоро присоединится СберУниверситет и другие. Они точно отожмут большую долю рынка, что скажется в том числе на рентабельности. Но есть нюансы.
Онлайн-образование — это такая сфера, где не все решается деньгами. Многое решается доверием к преподам. Люди ходят на людей. Именно поэтому Афонина, Блиновская и Аяз могут иметь оборот, сопоставимый с крупными онлайн-университетами. Личный бренд решает, и купить его невозможно.
Думаю, никакой университет по SMМ не купит Ткачука, Румянцева или Халилова. И это единственное поле борьбы с глобальными проектами с инвестициями и деньгами. Личный бренд в конкретном сегменте против университетов, которые делают курсы обо всем с их конвейером и упрощением методологии. Мне кажется, у экспертов есть шансы.
И шестой тренд в онлайн-образовании, которой я вижу — приход государства в нишу и лицензирование. Безусловно, рынок, где крутится сотня миллиардов рублей, по самым скромным оценкам, не может пройти мимо регулирования. Именно это нас и ждёт. Получайте лицензии, господа. Делайте нормальные обучающие программы. Платите налоги по-белому. И тогда, возможно, вы устоите.
Если забьёте — не говорите, что я вас не предупреждал. Рынок онлайн-образования будет отрегулирован.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.