Как работать с негативной обратной связью
Есть только один способ не получать негативную обратную связь — это ничего не делать. В иной ситуации — чем популярнее становится автор, онлайн-школа или образовательный продукт, тем больше недовольных, гневных и уничижительных комментариев будет приходить. Чтобы не выпасть из рабочего процесса, научитесь не принимать их на свой счёт и вовремя разбираться с сигналами от аудитории. Там может быть сокрыто много ценной информации. В статье разбираемся, как работать с негативными отзывами.
Изображение: Шедеврум
Причины негативной обратной связи
- Несоответствие ожиданиям: программа слишком сложная или слишком простая, неактуальная информация.
- Недостаточная обратная связь: игнорирование вопросов преподавателем, неоперативные или неполные ответы кураторов, односложные комментарии к домашним заданиям, отсутствие рекомендаций, контроля за прохождением уроков и сдачей проверочных работ.
- Потеря мотивации: из-за несоответствия курса ожиданиям, изменившейся цели, жизненной ситуации и т. д.
- Свойство характера студента.
Виды негатива в работе онлайн-школы
Негативную обратную связь можно разделить на рациональную и эмоциональную.
Рациональная — это конструктивная критика, по сути — мощнейший драйвер улучшений продукта. Она подсвечивает точки роста.
Эмоциональная — вообще может не относиться к вам и вашему продукту.
Разделяйте эти виды негатива и работайте с ними отдельно, учитывая цели обучения.
Чем может быть обусловлен эмоциональный негативный комментарий:
- личные проблемы
- неверное распределение ресурсов
- психологические проблемы (недостаток внимания, зависть)
- недостаток времени
- особенность характера (увы, и так бывает).
Эмоциональный комментарий может быть собран как «коктейль» из разочарования (курс не стал волшебной таблеткой, не подарил желаемый уровень жизни, продаж на миллионы, сотни тысяч подписчиков), нарушений логической связи и психологических манипуляций.
В таком отзыве невозможно найти конкретных примеров, указывающих на недочёты методологии, на поиск решения, если что-то не устраивает в процессе обучения. Зато есть логическое противоречие и снятие с себя ответственности за результат обучения «я поверила — ничего не уловила — ничего не произошло, и вот почему — разоблачение».
Например:
«Ты себя в зеркале видела? Обычная инфоцыганка, наставник наставников, курсик по ВБ есть или только планируешь? Я шла на марафон по инвестициям, а получила руководство по трате денег ресурсного папика. Расслабься уже, на ноготочки сходи, а то переутомилась, наверное, пока эту муть писала».
Стоит ли реагировать на чужие эмоции?
Если негативная эмоциональная обратная связь получена от студентов в процессе обучения, нужно разобраться, не является ли она способом привлечения внимания.
Комментарии в стиле «всё плохо — не могу учиться дальше» — это завуалированный запрос «возьмите меня на ручки». В этом случае задача кураторов — связаться и проработать психологические моменты, разобраться, на каком этапе обучения возникла проблема.
Тревожный звоночек — если эмоциональные негативные комментарии носят повторяющийся характер. Когда при проведении промежуточного анкетирования возмущается только один студент, что он не успевает, на работе завал, а тут ещё вы со своими вопросами, — это не повод беспокоиться. У человека был тяжёлый день, ни к вам, ни к продукту это не имеет отношения.
Если на избыточность вопросов и слишком плотный график жалуются уже несколько студентов — это повод, чтобы разбираться в ситуации.
Когда критикуют обоснованно
У рациональных негативных отзывов всегда есть обоснованная причина:
- смысловая (контентная) — проблема в содержании курса и его несоответствии целям студента, в избыточной плотности в короткие сроки и т. д.
- техническая — неудобная платформа, продолжительность видео (слишком короткая или, наоборот, слишком длинная), непопулярные программы или форматы для работы
- сервисная — некачественная работа отдела продаж, заботы, кураторов.
Обратная связь даёт возможность улучшить и продукт, и процесс обучения. Важно, что информация из отзывов позволяет разобраться и в причинах низких продаж: проанализировать продукт на соответствие предполагаемой целевой аудитории, протестировать учебный материал на актуальность и т. д.
Например:
«Книга обо всём и ни о чём. Читать легко. Есть много инфы про особенности групп и страниц ВКонтакте, настройку рекламы, ссылки на полезные ресурсы для ведения. Забрала много бесплатных сервисов.
Разобралась, как мне оформить страницу и продавать тортики. Оказывается, страницу тортиков делать нельзя, могут забанить. А размещать фото и принимать заказы на мой „Чёрный лес“ и „Молочную девочку“ в своём профиле можно. Как продвигаться, не поняла, вроде просто, но непонятно».
Отзывы по итогам обучения, на специализированных площадках отзывов и других ресурсах необходимо выводить в позитивное русло. Поэтому на отзыв можно ответить так:
«Здравствуйте! Рады, что вы так внимательно подошли к изучению книги Дмитрия Румянцева и нашли в ней столько интересного для себя. Правильно ли понимаем, что у вас остались вопросы по теме работы с группой ВКонтакте? Напишите, мы с радостью поможем разобраться».
Как работать с рациональной негативной обратной связью
Начнём не с методик, а с популярной психологии. Именно опасаясь негативных комментариев, многие люди так и не начинают проявляться в соцсетях, а эксперты неосознанно тормозят своё развитие. Но даже в этой ситуации от них никто не застрахован. Поэтому гораздо перспективнее научиться работать с негативом:
- Принять, что негативные комментарии будут всегда. Чем быстрее начнёте расти, тем больше их станет. Просто потому, что к вам начнёт приходить большее количество людей и у части из них будет определённый склад характера и модель поведения: что не по мне — буду жаловаться, я заплатил — вы мне должны.
В соцсетях даже есть примета: если у вас появился первый хейтер — вы стали популярны. Если под коротким видео много негативных комментариев — значит, оно залетело и попало в рекомендации.
- Создавать среду и условия для выражения любых эмоций — анкеты после прохождения модуля, кнопки со шкалой оценки материала, эмодзи в видеоуроках, учебные чаты, где можно задать вопрос или попросить помощи однокурсников и кураторов и т. д.
- Смириться, что общение с учениками — это огромная работа и она требует времени. Научиться поддерживать, не бегая по треугольнику Карпмана (жертва — агрессор — спасатель), соблюдать границы и зоны ответственности, проявлять эмпатию независимо от наличия ресурса и личных обстоятельств, не поддаваться на манипуляции. Потому что те, кто пишет негативные комментарии, рассчитывают на ответ (пусть даже если сам комментарий написан по классической формуле: «Я скакал за вами три дня, чтобы сказать, что вы мне глубоко безразличны»).
- Научиться признавать ошибки. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — должно успокаивать всех, кто что-то создаёт, будь то физические продукты или онлайн-курсы. И даже если внутри бурлит желание доказать всем комментаторам, что они не правы, лучшее, что можно сделать, — это признать недочёт и его отработать: записать дополнительную лекцию, провести разбор, обсудить разницу трактовок. А какой роскошный сторителлинг или видеоконтент можно записать на тему «Мой самый большой факап в жизни»! Просмотры гарантированы, а умение признать и исправить ошибку только повысит доверие к эксперту.
- Понимать, что все — люди и могут написать негативный комментарий на эмоциях, а в спокойном состоянии даже не обратить внимания на недочёт. Или же плохой отзыв является провокацией — это легко понять, сопоставив негативный комментарий с отзывами других студентов.
Но самое главное — научиться воспринимать негативную обратную связь не как личное оскорбление, а как триггер позитивных изменений: совершенствования процессов, продукта, сервиса и т. д.
Для этого соблюдайте всего три принципа:
- Выходите на связь с учениками. Старайтесь разобраться в проблеме и найти решение, которое устроит обе стороны.
- При выявлении недоработки сделайте всё, чтобы нейтрализовать негатив. Идите навстречу: предоставьте актуальную информацию, запишите дополнительные уроки, сделайте недостающие шаблоны, проведите вебинар, продлите доступ или переведите на более продвинутый курс.
- Действуйте на опережение. Не ждите появления негативной обратной связи. Создавайте условия, чтобы студенты чувствовали заботу, заинтересованность и имели возможность для выражения эмоций.
Если причина негатива — в программе
Когда программа курса оказалась для студента слишком сложной, необходимо:
- привлечь дополнительные ресурсы (в зависимости от вашего подхода, выбранного тарифа это могут быть тьютор, куратор, сам преподаватель) — они помогут разобраться в сложной теме или ответят на вопросы
- поддержать морально, дать заряд мотивации, поделиться личным примером
- если проблема носит системный характер, жалобы поступают от нескольких студентов — пересмотреть подачу темы, предусмотреть дополнительные инструменты для изучения, пересмотреть тайминг на прохождение темы. В моменте — провести дополнительный вебинар с разбором.
Если программа оказалась слишком простой и не соответствует целям студента, вопрос должен рассматриваться индивидуально:
- Поступали ли жалобы на качество контента?
- Изучались ли уроки, выполнялись ли задания?
- Есть ли мотивация к обучению или студент ищет предлог для возврата средств?
- Готов ли перейти на продвинутую ступень курса в качестве компенсации?
Чтобы избежать подобных ситуаций, на курсе желательно предусмотреть тестовый период — просмотр одной лекции, прохождение одной недели в установленный временной промежуток. Если на этом этапе выяснится, что продукт не подходит, средства возвращаются.
Также во избежание подобных ситуаций важно вести работу с отделом продаж. Ведь их задача — не просто выполнить план продаж, а продать конкретному человеку продукт (или тариф с расширенным функционалом), который ему подходит. Этот параметр можно зафиксировать в KPI менеджеров.
Если причина негатива — в обратной связи
Ключевые требования к обратной связи — её своевременность и развёрнутый формат. Если студент получает ответы с запозданием, если они неполные, односложные, если комментарии по выполненным домашним заданиям не содержат конструктивных замечаний и подсказок по улучшению — всё это снижает мотивацию к обучению.
Ещё на старте курса важно договориться о том, каким будет:
- порядок ответов на вопросы, обратной связи от преподавателей
- график работы кураторов и службы поддержки
- длительность ожидания ответа на вопросы
- сроки проверки домашних заданий.
Наличие регламентов помогает избежать недопонимания, снизить градус негатива из-за ожидания.
Важный момент: отдел кураторов должен сопровождать студентов на каждом этапе обучения и оперативно отвечать на любые вопросы, подключать к решению коллег (например, из отдела заботы, техническую поддержку и т. д.).
Пример: наличие негативной обратной связи с указанием на нарушение сроков доступа, некачественную обратную связь — основание для выяснения обстоятельств случившегося.
Цель: выяснить и улучшить процесс обучения, а не наказать сотрудников.
«Купила курс по коротким видео на тарифе с обратной связью. Вдобавок получила ещё несколько интенсивов по контенту и доступ в закрытый клуб.
Куратор мне написала перед стартом обучения и спустя полтора месяца, причём сообщения были от разных девушек. Я что-то не пойму, это вся работа куратора? Я начинала и забросила обучение, думала, меня будут контролировать и помогать в процессе, а в итоге осталась одна и период работы куратора закончился, домашку они у меня проверять не будут. Об этом я узнала уже от третьей девушки, которая мне писала, чтобы продать продление доступа в клуб.
Обучение так и не закончила, вообще не понимаю, за что заплатила? Чувство, что просто развели на деньги».
Если причина негатива — в снижении мотивации
Снижение желания учиться легко отследить по снижению активности студента, по задержке и формальному выполнению домашнего задания. Особенно быстро это проявляется, если к программе курса или к работе кураторов у него появились вопросы.
Поэтому даже при работе со взрослыми важно составлять программу курса таким образом, чтобы поддерживать уровень мотивации и интерес к обучению.
В этом помогают следующие приёмы:
- создание среды для онлайн-нетворкинга и общения: закрытые чаты, группы и встречи по городам, zoom-вечеринки
- общие чаты выпускников разных потоков — с общением, возможностью найти поддержку, разместить вакансию, спросить совета
- создание портфолио в процессе учёбы, гарантированное трудоустройство или стажировка
- вхождение в профессиональное комьюнити, возможность посещать профильные офлайн-мероприятия
- возможность получить качественную обратную связь по домашнему заданию, по личному проекту или комментарий по смежному вопросу
- заинтересованность куратора в успехе студентов, поддержка в процессе обучения, предложение помощи
- демонстрация успехов студентов во время уроков и в групповых чатах.
Пример, когда однообразный формат приводит к снижению мотивации к похудению:
«2 месяца нудятины. Памятка по принципам питания, фотоотчёт, меню на неделю. И вот ты постишь и постишь эти картинки завтраков — обедов — ужинов, а потом идёшь мимо булочной — и всё как в тумане. И завтра идёшь там же, путь-то короче. И фотку ужина в чат не скидываешь, потому что всё, уже наелся, — и диетой, и чатом».
Что делать с негативными комментариями в учебных чатах, на вебинаре
Многих учили «не выносить сор из избы». Поэтому видеть негативные комментарии в адрес своего курса или любого другого продукта в открытом доступе особенно неприятно.
Как действовать:
- Снижайте градус негатива и переводите его в позитив.
Сравните: «курс отвратительный, всё плохо» или «в курсе 24 лекции, но при просмотре видео постоянно зависает, приходится начинать сначала, уже забываешь, о чём была речь». О конкретной технической проблеме можно узнать только посредством общения со студентом.
- Отвечайте публично — по умению работать с негативом можно многое узнать об эксперте. В том числе многие потенциальные клиенты примут решение в вашу пользу, если отметят искреннюю заинтересованность, желание помочь и чувство такта.
Например:
«Нам искренне жаль, что лекция про оформление группы показалась сумбурной. Возможно, у вас остались вопросы по созданию продающего описания или разделов группы? Напишите, если на любом из этапов требуется помощь».
- Не превращайте комментарии в публичную исповедь — обсуждение личных обстоятельств учеников переводите в частную переписку.
Если студент жалуется на слишком плотный график, предложите следующее: «давайте обсудим ваш индивидуальный график обучения и решим, чем может помочь куратор. Сейчас напишу вам в личные сообщения».
- В переписке многое может быть трактовано неверно. Если вопрос действительно сложный, договоритесь созвониться и обсудите сложившуюся ситуацию.
- Реагируйте на комментарии быстро.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.