07.02.2025
Автор статьи
Татьяна Никанорова
Основатель и генеральный директор «Консалтингового центра Профдело»

Как выстроить управленческий учёт в онлайн-школе

Как управлять финансами онлайн-школы, построить планирование и зачем это нужно. Что считать и как отдать финансы на аутсорсинг — рассказала спикер «Белой конфы» Татьяна Никанорова.

Татьяна Никанорова Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Как происходит управление финансами

Задача любой онлайн-школы — приносить прибыль. Никто не хочет работать для того, чтобы разориться. Поэтому нужно разобраться с финансовыми отчётами и функциями. 

Итак, какие финансовые задачи может решать онлайн-школа?

  • Сколько будет стоить запуск нового продукта
  • Как увеличение цены на курс повлияет на прибыль
  • Как наём персонала повлияет на прибыль
  • Как разработанные KPI повлияют на результаты компании 
  • Сколько заработала компания и каждое направление, курс 
  • Сколько денег на счёте своих, а сколько нужно отдать 
  • Сколько денег можно забрать, а сколько — реинвестировать

Есть 4 основных составляющих в управлении финансами.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Это похоже на HADI-цикл — цикл, по которому вы ведёте бизнес и проверяете гипотезы.

Например, у вас есть гипотеза: если дать рекламу курса в телеграм-канале известной медийной личности, это принесёт больше продаж курса. 

  • План. Мы ожидаем +1 000 подписок и +100 оплат с конверсией из подписки в оплату 10%. Реклама стоит 660 тыс. руб. Курс стоит 29 990 руб. 100 оплат — это 2,9 млн руб. Реклама должна окупиться
  • Действие. Договорились и разместили рекламу
  • Учёт. Пришло 100 подписчиков, из них 50 — с пустыми аккаунтами. Курс купили 2 человека. Убыток составил 600 тыс. руб.
  • Анализ. Посмотрели, прослезились
  • Решение. Покупать рекламу в менее раскрученных каналах с более живой аудиторией. Дольше греть свежих подписчиков

Давайте разберёмся, как управлять финансами и как планировать, чтобы не было таких убытков.

Создание финансовой модели пошагово

Начинайте с создания финансовой модели. Это то, что даёт понимание, куда и как вы движетесь, чего хотите. Почти всегда это гипотеза. 

Первая финмодель, как правило, далека от реальности. Каждая следующая должна становиться всё более предсказуемой, основанной на конкретных цифрах, конверсиях и т. д.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Чтобы планировать, для начала будет достаточно одной таблицы, в которой вы посчитаете свои доходы, расходы и прибыль. 

Задачи финмодели

  • Спланировать денежные потоки или доходы и расходы на период вперёд (год или три)
  • Посчитать прибыль, рентабельность, точку безубыточности
  • Сделать планы более эффективными с учётом полученных цифр

Есть несколько шагов, по которым делают финмодель.

1. Сначала планируем продажи

Прописываем и оцифровываем воронку продаж, конверсии от подписчика до оплаты. Обычно стартуем с рекламного бюджета.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

2. Собираем переменные расходы

Переменные расходы — те, которые напрямую зависят от выручки. Если она увеличивается, то и переменные тоже растут. 

Это комиссии за приём платежей (эквайринг, скидка на рассрочку и др.), налог, если это патент или УСН 6%. С 2025 года вводится НДС для бизнесов на УСН: с оборотом от 60 до 250 млн в год — 5%; 251–450 — 7% с выручки. Зарплата кураторов и экспертов, если сдельная.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

После подсчёта переменных расходов можно посчитать маржу. Это разница выручки с переменными расходами. 

3. Собираем постоянные расходы

Это, например, затраты на таргет, контекст, посевы. Учитывайте бартер, если он стоил денег (например, за вашу «бесплатную» консультацию). Сюда же — расходы на GetCourse или другую платформу, где лежат уроки. Сюда же — всё, что нужно для съёмки и проведения курса.

То есть это все расходы, которые не попали в переменные.

Отсюда считайте валовую прибыль.

4. Собираем непрямые расходы

Оплаты поставщикам, бухгалтеру и юристу, за онлайн-сервисы, зарплата исполнительного директора.

5. Считаем прочее и прибыль

В доход идут также проценты по депозитам.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

В итоге считайте чистую прибыль и рентабельность.

Так вы понимаете, как гипотетически будет работать ваш предполагаемый бизнес или пройдёт запуск.

Технические аспекты финмоделирования

Для составления финмодели используйте кассовый метод (он проще, быстрее и дешевле). 

В 99% случаев все работают в Excel или Google Таблицах. 

Состав конкретных листов (таблиц) непринципиален. Главное — полученная информация и уверенность в её достоверности. 

По QR-коду ниже вы можете скачать шаблон финмодели и подставить в пример свои цифры.

Учёт

Где вести учёт? Быстро и легко вести управленческий учёт помогают онлайн-сервисы. 

Варианты программ

  • Гибко и дёшево: Excel, Google Таблицы
  • Онлайн-сервисы: ПланФакт, Финолог, Adesk, Финтабло, Финансист

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

  • Сервисы-интеграции: Финансист, БИТ.ФИНАНС
  • 1C: УНФ, ERP, Комплексная
  • В составе CRM: Аспро, Platron, Битрикс24

Выбирайте те, которые давно на рынке и уже имеют хорошую репутацию. Тот сервис, что протестировали и понравился, и берите.

Например, у Татьяны Никаноровой управлёнка выглядит так.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Под капотом здесь — Финансист и его подчинённые: 1С.УНФ, Google Таблицы, бухгалтер, фин. менеджер, фин. директор. Внедрено планирование, учёт, анализ, управление деньгами.

Отчёты

Какие отчёты точно нужны онлайн-школе?

Платёжный календарь

Самый главный отчёт любой онлайн-школы, продюсера и любого инфобизнесмена — это платёжный календарь.

Это единственный отчёт, который поможет избежать кассового разрыва. Он составляется на месяц, внутри — план на каждый платёжный день. 

Человек, который управляет платежами, — казначей.

Функции казначейства:

  • вести платёжный календарь 
  • контролировать кассовые разрывы 
  • контролировать расходы по статьям 
  • собирать заявки на платежи, согласовывать с руководством 
  • вести учёт ДДС, составлять ОДДС.

Отчёт о движении денежных средств (ДДС)

Следующий отчёт, нужный онлайн-школе, — это отчёт о движении денежных средств

Это самый быстрый в сборке отчёт, он составляется только по деньгам: пришли деньги, ушли деньги. Покажет, сколько у вас есть свободных денег — например, на погашение кредита или выплату дивидендов. 

Не покажет, сколько вы заработали, — за этим обращайтесь к отчёту P&L. Не избавит от кассового разрыва — за этим к платёжному календарю.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Если вам нужен шаблон отчёта о движении денежных средств, скачивайте по QR-коду.

Если вы никогда не занимались формированием отчётов, то начинайте с него.

Отчёт о прибылях и убытках (P&L)

Отчёт показывает доходы и расходы, сумму прибыли в рублях. Он считает 5 видов прибыли: маржинальную, валовую, операционную, EBIDTA, чистую, — считает те же 5 видов рентабельности

Также отчёт считает точку безубыточности — он базовый для юнит-экономики (при достаточной дисциплине и глубокой детализации).

Ниже — показатели прибыли, которые считаются в отчёте о прибыли и убытках.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Шаблон отчёта доступен по QR-коду.

Как поделить заработанные деньги между экспертом и продюсером

Каждый делит так, как хочется и как договорились. Например, 50 на 50. Но вопрос: с чего именно делить?

Посчитайте продажи и выручку, отнимите те расходы, которые уходят сразу: эквайринговая комиссия, налог и т. д. Считайте очищенную прибыль, с которой отложите бюджет на рекламу следующего запуска.

Заранее определитесь, кто из вас будет главным: чьё ИП, кто принимает деньги, несёт риски, у того % будет выше.

Анализ

Что делать с отчётами? Самое простое и эффективное — посмотреть глазами (визуальный анализ). 

Дальше переходим к горизонтальному анализу: сравните цифры в динамике, например февраль с январём. И обратите внимание, какая статья расходов или доходов выросла.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Вертикальный анализ — когда вы смотрите, как конкретный показатель, важный для вас, влияет на результат в целом.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Здесь вы можете считать конкретные показатели: маркетинговый бюджет, расходы на запись, оплата кураторам и т. д.

Коэффициенты

Самый главный коэффициент — это точка безубыточности. Это то, сколько вам нужно сделать продаж, чтобы окупиться в ноль и не разориться. 

Ещё один важный показатель — рентабельность продаж. Процентное соотношение прибыли к выручке. 

Например, если вы получили 23% — это означает, что внутри 100% выручки сидит 23% чистой прибыли. 

Маржа — рентабельность продаж по маржинальной прибыли.

Чтобы узнать больше о финансовых показателях, переходите по QR-коду.

План-фактный анализ

Вы спланировали финансовую модель, а потом получили цифры по факту. Сравните эти показатели, чтобы сделать выводы по дальнейшей работе.

Как управлять финансами онлайн-школы: создание финансовой модели и финансовое моделирование | Управленческий учёт и управление финансами в онлайн-школе

Например, вы увидите, какой отдел сработал хуже или лучше, на кого обратить внимание на планёрке.

Кто поможет принять решения в бизнесе?

Разберёмся с командой для управления финансами.

  • Финансовый менеджер (оператор) — внесёт управленческие данные в программу по методологии, сформирует отчёты и показатели
  • Внедренец — знает одну или несколько программ, её методологию, может помочь внедрить и настроить конкретную программу
  • Финансовый аналитик — проанализирует полученные данные, сформирует нестандартные отчёты и расскажет, что говорят цифры
  • Финансовый директор — тоже знает, что говорят цифры, может помочь переложить это на конкретный бизнес и дать рекомендации по развитию и решению задач. В штат в Москве такой специалист стоит от 200 000 до 300 000 в месяц (в крупный малый бизнес)

Компании, оказывающие услуги финансового директора на аутсорсинге, возьмут от 50 000 до 150 000 руб/мес. Фрилансер может обойтись дешевле. 

Как отдать финансы на аутсорсинг

  • Чётко спрашивайте, что вы получите: каждый под «финансовым директором на аутсорсинге» понимает что-то своё
  • Нет единых обычаев делового оборота для финансистов, как, например, в бухгалтерии или в маркетинге
  • Большинство финансистов используют исключительно Excel и не умеют интегрироваться с 1С или онлайн-сервисами. Любое изменение Excel-инфраструктур потребует вовлечения этого же финансиста. Новый скажет, что надо разрабатывать заново

Управлёнка должна быть у каждой онлайн-школы, которой важно развиваться и не разориться. Управленческий учёт лучше вести в программе, но, если это сложно, пусть для начала будет Excel.

Управлёнку можно вести самому — но это очень трудоёмко. Если есть деньги, стоит это делегировать — тратьте своё время на развитие, а не на бумажки.

Начинать лучше всего с финмодели — это та стратегия, которую вы будете воплощать в жизнь. Финмодель лучше строить на год, и так каждый год.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
02.02.2024 Правила работы Команда работает, вы отдыхаете: как выйти из операционки онлайн-школы 02.12.2024 Правила работы Статьи Как сделать онлайн-школу прибыльной: 10 принципов 14.08.2023 Кейсы Правила работы Как масштабировать онлайн-школу системно и без выгорания