27.02.2025
Автор статьи
Григорий Кузнецов
Президент Ассоциации специалистов онлайн-образования, эксперт Государственной думы

Как инфобизнесу строить отношения с государством и законно работать в 2025 году

Усиление государственного регулирования инфобизнеса: что реалии, а что — фантазии? Рассказывает Григорий Кузнецов, президент Ассоциации специалистов онлайн-образования, эксперт Государственной думы, автор курсов.

Почему сейчас сложилась непростая ситуация для онлайн-образования?

  • Отрасль получила большое внимание государства
  • Снизилось кредитование. А найти за последние 2 года бизнес, который развивается без привязки к кредиту, крайне сложно. Даже на чек в 6 тысяч рублей 2 из 3 покупателей оформляют кредит или рассрочку. Что говорить о тех, кто продавал на высокие чеки? Выше, чем на сумму 200 тысяч, банки сейчас кредиты почти не выдают

Перестраиваться приходится всем. Кто-то просто банкротится. 

Чего сейчас реально стоит бояться инфобизнесу, а что — фантазии и не более чем «страшилки» для предпринимателей?

Усиление государственного регулирования инфобизнеса

Сейчас есть 6 глобальных проблем и страхов онлайн-предпринимателей.

1. Незнание законодательства в сфере образования и онлайн-бизнеса

Увы, даже сами юристы и бухгалтеры не знают, как правильно оформлять документы и вести дела для клиентов из инфобизнеса.

Если вы занимаетесь онлайн-бизнесом, изучите базовые вещи, связанные с законодательством в вашей нише.

Вам хотя бы стоит знать, как считаются и платятся налоги. Например, начните с Федерального закона «Об образовании», чтобы разобраться, что государство считает образованием. Вы удивитесь, но там есть очень много информации. 

Далее изучите Налоговый кодекс в части вашего бизнеса и Гражданский кодекс в той части, которая регулирует отношения. В конце концов, финальная ответственность за соблюдение закона и выплату налогов будет на вас как на собственнике бизнеса.

2. Риски штрафов или юридических проблем из-за неправильного оформления деятельности

Это надежды на то, что сейчас кто-то составит документы правильно и самозанятые будут работать без проблем. В итоге за простой договор, который мог подготовить студент юрфака за 1 000 рублей, люди переплачивают десятки тысяч. За простейшие юридические услуги с онлайн-предпринимателей берут сотни тысяч, играя просто на страхах миллионных штрафов.

Если у вас мелкий бизнес и вы не можете себе позволить платить дорого, найдите юристов не из инфобизнеса. Пусть они сделают вам типовые договоры и предоставят инструкцию, по которой вы сможете работать дальше.

Если таких договоров много — десятки и сотни — заведите себе штатного юриста. Компания на аутсорсе не сможет учесть все тонкости и следить за каждым договором. Чтобы не бояться штрафов, поймите правовые основы ведения бизнеса.

3. Сложности с защитой интеллектуальной собственности (курсов, методик, контента)

Если вы работаете с широкой аудиторией и у вас высокая конкуренция, нужно быть готовым к тому, что вам могут предъявить претензии за воровство идеи. Бывает и такое, что авторы делали контент для онлайн-школ, а потом приходили в суд требовать блокировки канала за то, что их контент использовали неправомерно. 

Решить проблему легко. Можно раз в месяц оформлять бумаги на передачу этих авторских прав. Особенно это касается работы продюсеров. 

В данной сфере пока не предвидится никаких законодательных изменений. 

4. Непонимание, как учитывать государственную политику в сфере образования

Все громкие объявления, которые обсуждаются в последний год, отображаются в федеральных программах «О развитии образования до 2040 года». Государство сейчас планирует на 15 лет вперёд, что оно хочет получить от образования. И так по многим направлениям: здоровье, медицина, семья, налоги и т. д. 

Если ваша деятельность противоречит этим планам, скорее всего, на местах вам будут устраивать «лёгкие неприятности», так как вы будете портить статистику региона или города.   

Но если ваша деятельность становится заметной, публичной (даже если просто залетел один рилс), она может вызвать настолько сильную реакцию общества, что приведёт и к изменениям в законодательстве, и к заведению уголовных/административных дел. То есть если то, что вы делаете, противоречит тому, что планирует и хочет государство, то вы сами ломаете свой бизнес (пример — громкий ролик, где блогер бросает ребёнка в снег, из-за чего началась шумиха в обществе плюс проверки его деятельности).

Ваша деятельность должна совпадать с политикой государства. Например, поддерживать традиционные ценности и т. д. 

Если понимать, чего хочет государство, то деятельность можно выстраивать таким образом, чтобы получать профиты.

Иногда господдержка может выражаться в том, что вам не запрещают что-то делать, и вы увеличиваете свой бизнес в десятки раз. Например, в ковид онлайн-школа «Фоксфорд» сделала бесплатной регистрацию на платформе, тем самым помогла государству в решении задачи для онлайн-образования, получила бесплатную рекламу и поддержку — бонусом около 1 млн новых регистраций бесплатно. 

5. Страх, что изменения в законодательстве негативно повлияют на бизнес

Крайне редко изменения происходят такого уровня, что бизнес не справляется. Да, запрет Нельзяграма повлёк за собой смерть многих бизнесов, но это скорее огромная геополитическая ситуация и проблема, на которую повлиять невозможно. 

Всё-таки в большинстве своём глобальных запретов не существует. Большинство из них связаны с наведением порядка. Если всё идёт нормально, то обычно государство не вмешивается в процессы. Но если нужно регулирование, то сначала государство использует мягкие инструменты и только потом подключает меры наказания и изменение законодательства. 

Например, претензии по налогам онлайн-школам сначала предъявлялись очень мягко. Когда люди не платили — политика ужесточилась. Когда стало понятно, что по-хорошему онлайн-школы платить не хотят, начали отправлять провинившихся в СИЗО. То есть если первое, что делает онлайн-предприниматель при предъявлении ему требований о налогах, — сбегает из страны, то государство будет ограничивать его свободу. 

Это не происходит одномоментно. Это результат деятельности всей отрасли.

6. Неумение учитывать социальные аспекты при создании образовательных программ

Если у вас большая онлайн-школа, которая развивается, многие идут, например, в сферу благотворительности. Кто-то это использует как «оберег», а кто-то понимает, что это возможность установить отношения с государством.

Важно понимать, как вы можете использовать такие возможности и совмещать с вашим продуктом.

Например, после начала СВО многие компании начали говорить о том, что оказывают услуги, которые полезны жёнам или детям военных. Если вы умеете тонко коллаборировать социальные вопросы с вашим продуктом — это позволит вам получать одобрение и некоторую «защиту» ваших продуктов. Плюс это повышает лояльность вашей аудитории.

Теперь поговорим о громких темах этой зимы. 

Что на самом деле сейчас происходит и чего стоит опасаться онлайн-школам со стороны государства?

Нужна ли будет лицензия всем онлайн-школам?

Прежде всего, необходимо понимать: хайп возникает обычно либо там, где СМИ нужно получить побольше охватов — тогда что-то выдёргивается из контекста, либо тогда, когда продавцы товара или услуг пытаются использовать инфоповод, чтобы больше продать. 

Например, когда начались массовые проверки и ограничения свободы неплательщиков, возникла некая «ассоциация», обещавшая за сотни тысяч рублей внести предпринимателей в список, который не будут проверять. Это было ложью, но «ассоциация» успела на этом заработать.

У нас есть законодательная власть — Госдума, которая создаёт законы. Она работает во взаимодействии с исполнительной властью. И последняя будет мешать принимать те законы, которые мешают ей работать. 

Например, сейчас активно обсуждают, что «всем онлайн-школам нужно будет получать лицензию». Суть законодательной инициативы была простая: в законе «Об образовании» есть определение лицензирования образовательной деятельности, и там фигугрирует понятие лицензии для ИП, занимающихся образовательной деятельностью (лично). Закон писался 20 лет назад, когда онлайна ещё не было. Если были офлайн-кружки, то для них создавалось юрлицо, а в одиночку никто обучение не проводил. Формулировка для ИП относилась к репетиторам, т. е. строчка в законе была оставлена для них.

Сейчас государство понимает, что это исключение перестало работать. Появились десятки тысяч бизнесов, которые занимаются образованием и из-за этой строчки не попадают под лицензирование, а значит, их деятельность слабо регулируется. Единственный инструмент регулирования в инфобизнесе и образовании — это именно лицензирование. 

Дальше все начинают искать, как от этого избавиться. И идут жаркие споры на государственном уровне: «давайте всех заставим получать лицензию». С другой стороны, есть Рособрнадзор, который передаёт закон в регионы. В его обязанности входит выдача лицензии, контроль вузов, школ и всех, кто работает в образовании. Представьте, если этому ведомству сейчас скажут: всех, кто занимается онлайн-образованием, заставим получить лицензию. А таких школ тысячи. Ведомство просто встанет. Есть разница: выдать 2 тысячи лицензий в месяц — или 20 тысяч? Даже если упростить процедуру, это не спасёт ситуацию. Так согласится ли Рособрнадзор с тем, что каждому надо получить лицензию? Вряд ли. 

Вероятность того, что закон примут в ближайшее время, очень мала. 

На самом деле, такой хайп подняли те, кто продавал лицензии. Мол, приходите, а то в следующем году без лицензии работать будет нельзя. На фоне страха много людей побежали и купили себе эти лицензии. По факту, люди получили большие проблемы. Они не просто потратили деньги на документ — у них появились новые обязательства по ведению деятельности: оформление, договоры и т. д. По-хорошему, им нужен теперь отдельный сотрудник, который разберётся, как правильно вести документацию.

Если ваш бизнес сейчас не требует лицензии — не бегите её получать.

Не надо выстраивать схемы с левыми компаниями, которые выдают дипломы. Как показывает практика, людям ваша лицензия обычно не нужна. Выдавайте по окончании курса не диплом, а сертификат. 

Если изменения в законе и будут приняты, то на реализацию нового закона понадобится время и будет переходный период — в среднем год. 

Лицензирование и квалификация преподавателей

Государство хочет навести порядок в законодательстве об образовании и квалификации преподавателей, потому что закон писался ещё 20 лет назад и в нём осталось много серых зон. Это используют нечистые на руку предприниматели. Преподаватели без квалификации учат людей, а порой несут полную чушь.

Сейчас обсуждают вопрос: чтобы преподавали только те, у кого на это есть право и квалификация. Нельзя будет просто сказать: я эксперт.

Чтобы исключить продажу диплома сомнительными организациями, государство прорабатывает инструмент регулирования, в котором отменит все коммерческие дипломы с сомнительными формулировками. Преподаватель должен иметь квалификацию о дополнительном образовании для детей и взрослых по программе ДПО. 

Вторая инициатива, которую вводят, — руководить образовательными организациями должны специалисты с профильным образованием

То есть если раньше директором мог называться любой и только у директоров школ и вузов были квалификационные требования (педагогическое либо профильное образование и 5 лет стажа), то сейчас это требование хотят распространить на всех.

Если у вас образовательная деятельность, то будут спрашивать, на каком основании вы руководите онлайн-школой. 

Инфобизнес взрослеет. Все видят, что трафик дорожает, и раньше многие школы держались за счёт высоких чеков и кредитов. Это приводит к тому, что бизнесу нужно переходить на долгосрочное проектирование своей модели поведения, что невозможно без базовых знаний. 

В результате многие блогеры могут вернуться к продаже рекламы — ведь её стоимость тоже растёт. Вместо того, чтобы обучать людей. 

Такая тенденция уже никуда не денется, эпоха высоких чеков прошла. 

Нужно готовиться к тому, что мы переходим в эру взрослого бизнеса. Заниматься собственным образованием, готовиться к изменениям в бизнесе. 

То есть если мы понимаем, что у руководителя должно быть профильное образование, нужно заранее записаться в ДПО, а не бежать потом сломя голову. Понимать, что у вас будут проверять посещаемость занятий, и обучать по классической, а не какой-нибудь ускоренной программе. Тем более на обучении вы получите знания, которые реально нужны руководителю, в том числе чтобы улучшить свой продукт, понимать, как управлять персоналом (а в кадрах сейчас тоже наступает кризис, связанный с демографической ситуацией в стране в 2000-х годах).

Например, подготовкой руководителей по программе стратегического управления в организациях онлайн-образования занимается Ассоциация специалистов онлайн-образования — с присвоением квалификации и выдачей диплома о переподготовке.

Качество продукта становится определяющим

Конкуренция будет только расти. Качество продукта выходит на новый уровень. Во многом это связано с развитием ИИ. Например, Яндекс стал выдавать ответы на поиск нейросетью, а сайты при этом теряют трафик. Аналогично люди начали решать свои вопросы не обучением, а с помощью ответов от ChatGPT и аналогов. А значит, цена трафика, опять же, будет выше и выше.

Эксперты, которые прочитали две книги и по ним что-то рассказывают, начнут уходить с рынка, потому что проиграют конкуренцию. Люди будут готовы платить только за качественный продукт.

Поэтому важно правильное и грамотное выстраивание программы: что человек будет делать, что он получит на выходе и т. д. Это не перечисление уроков и длительности. Это работа с методологией. 

Если вы эксперт, то лучше сами пройдите курс по методологии, чтобы получить знания. От большинства «методологов» на рынке продукт лучше не становится. И обучайтесь не где-нибудь, а в ДПО на базе университета.

Будет ли запрет эзотерики и что ждёт психологов? 

Если отбросить хайп и здраво посмотреть на законодательные акты, то вот что мы увидим.

Основное, на что нацелено изменение в законе, — навести порядок с теми, кто оказывает психологические услуги. Остальное — домыслы. 

Психологи — это не нумерологи и тарологи.

Уберите из своих образовательных программ всё, что связано с психологией, если занимаетесь эзотерикой. И вы не будете попадать под закон, потому что не оказываете психологические услуги. Если у вас нет психологических консультаций, то изменений в вашей деятельности не будет.

Эзотерику же запрещать пока никто не собирается. Люди верят, и им это нужно. Все обсуждения идут не про запрет услуг, а про запрет рекламы услуг. То есть, возможно, например, запретят рекламу карт Таро. 

Другое дело, что теперь, чтобы оказывать психологические услуги, у вас должен быть диплом (этот закон, скорее всего, примут в этом году). Получите профильное образование — и работайте спокойно. Только если, например, вы детский психолог, то и профиль должен быть «Детская психология». Ваша квалификация должна соответствовать тому, чем вы занимаетесь.

Если у вас уже есть образование, но оно не совсем подходит, необязательно переучиваться. Вы можете пройти курс повышения квалификации на 20–70 часов.

Время на это есть. Закон о психологах в инфобизнесе ещё сырой и только обсуждается.

Что нужно знать о налогах и законе

С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость. 

Закон гласит: «Освобождение от налогообложения НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ будет распространяться на тех, чьи доходы за предшествующий налоговый период не превысили в совокупности 60 млн рублей, на вновь созданные ООО и вновь зарегистрированных ИП, а также налогоплательщиков, реализующих подакцизную продукцию». 

По факту огромный пласт бухгалтеров уже отвык от работы с НДС, потому что последние 15–20 лет все сидели на упрощёнке.

Как только для всех система налогообложения стала с НДС, все переходят в другую систему контроля. Любые нестыковки сейчас определяют очень быстро. Все участники цепочки с серыми схемами сразу подсвечиваются. 

Даже если вы не платите НДС, вы уже в системе. Вопрос встаёт не в том, чтобы правильно рассчитать и заплатить НДС, — в этом году налоговая будет ещё более-менее лояльна и выпишет минимальные штрафы или предупреждения. Вопрос в том, что, если вы используете сомнительные схемы, например с обналом, это увеличивает риск повышенного контроля над вами. Сюда же — транзакции на обменные биржи, покупка крипты, странные контрагенты и т. д. Всё это надо вычеркнуть из своей жизни.

Собирайте все финансовые документы и храните. Даже если вы правильно ведёте отчётность, но кто-то из ваших контрагентов будет замешан в какой-то цепочке, это вызовет интерес со стороны контролирующих органов, что вы делали с этим контрагентом. Ещё удобнее — пользоваться электронным документооборотом.

Плюс сейчас будут отменять моратории, которые вводились в 2020 году и потом продлевались.

Срок давности налоговой проверки — 3 года. То есть в 2024 году с вас могут спросить за 2021-й. 

Сейчас есть экспериментальная форма ведения деятельности — самозанятость. В 2028 году она может перестать существовать. Пока это в законодательство не внесли. Есть перечень специальностей, по которым могут работать самозанятые. Если вы проводите массовую образовательную деятельность, то, скорее всего, от вас потребуется открыть ИП. Сейчас это «серая область», которая жёстко нигде не прописана. Однако если вы не превышаете обороты и не допускаете ошибок, вероятнее всего, вас не будут трогать, и работать пока можно без лицензии. 

Чего ждать в кредитовании? 

Скорее всего, в этом году ставки меняться не будут. В оптимистичном варианте уровень ставки будет на уровне 18–19%, что глобально на кредитную ставку не повлияет. 

Что делать онлайн-школам? Пересчитывайте бизнес-модель по текущим ставкам.

Сейчас мы видим небольшую оттепель по выдаваемым кредитам, но процент одобрения может вернуться к прошлогодним значениям где-то в июле-августе. 

Однако нужно понимать, что общие требования к заёмщикам не откатятся: требования по доходу, закредитованности.

Дополнительных серьёзных запретов в этом году не предполагается. Уже принят закон, по которому кредит на сумму до 50 тысяч будет выдаваться без подтверждения, до 200 тысяч — с подтверждением через 4 часа, свыше — через двое суток.

То есть лучше строить стратегию таким образом, чтобы сумма первой покупки для клиента была до 50 тысяч. Если свыше — то предлагать пролонгированную активность, например какую-то бесплатную активность на второй день, чтобы человек не передумал завтра подтверждать кредит. 

Подводя итоги, можем сказать следующее. Не верьте всему хайпу, раздуваемому СМИ. Чем больше «страшилки» — тем больше вероятности, что надо прочитать законопроект самому и разобраться в нём. Однако к любым изменениям стоит готовиться заранее — например, сейчас есть все основания для того, что вам потребуется диплом о профессиональной переподготовке, особенно если вы работаете в сфере психологии. 

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
20.05.2024 Рассказывает юрист Правила работы Как онлайн-школе не нарушать авторское право 20.01.2025 Рассказывает юрист Правила работы Статьи Как получить лицензию на образовательную деятельность для онлайн-школы 22.09.2023 Рассказывает юрист Статьи Как онлайн-школе платить налоги: про дробление бизнеса и как работать с самозанятыми