Как онлайн-школе не нарушать авторское право
Разбираемся с юристами.
Можно ли использовать в курсах фрагменты чужих текстов, кадры из фильмов, гифки, фотографии, скачанные из интернета? Или за это грозит штраф за нарушение авторских прав?
Разбираемся с командой юристов Евгении Вольновой, как онлайн-школе не нарушать авторское право. На примерах.
Ситуация 1
Спикер ведёт занятие, у него в презентации — кадры из сериала «Шерлок» (с Камбербэтчем).
— Нарушает ли он в этом случае авторское право?
Короткий ответ: нет, если вы указываете, откуда взяты кадры (название сериала, год, имя режиссёра), и используете кадры в учебных целях — в учебной презентации, но не в рекламных креативах.
Длинный ответ
В силу пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса (ГК) РФ, к объектам авторских прав относятся аудиовизуальные произведения.
Аудиовизуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). Т. е. кинематографические произведения — это аудиовизуальные произведения. Они защищаются ГК РФ.
В случае использования чужого произведения или части такого произведения без согласия правообладателя вы нарушаете его права.
Нарушение авторских прав может повлечь взыскание с нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. Размер компенсации будет рассчитываться индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от условий нарушения, но общие нормы, установленные в ст. 1301 ГК РФ:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения
- в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения
- в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Для того чтобы не нарушать авторское право, можно использовать отрывки, оформляя их в соответствии со ст. 1274 ГК РФ: указывать автора и источник заимствования (откуда взят отрывок, цитата и т. п.).
Важно понимать, что использовать таким образом отрывки можно только в учебных, научных или информационных целях.
— А если бы были не кадры, а цитаты из фильма?
Не имеет значения, в каком формате будет использованный отрывок: текст, картинка, кадр или звук — на все эти объекты распространяются одинаковые правила, в том числе правила законного цитирования.
— Меняется ли что-то, если кадры из советского сериала с Ливановым?
На сегодняшний день срок защиты исключительных прав — весь срок жизни автора + 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Такое положение закона действует с 01.03.1993.
До 01.03.1993 срок защиты произведения был 50 лет с момента его публикации. Все фильмы, срок защиты на которые истёк 01.03.1993, можно свободно использовать, т. е. фильм должен быть опубликован не позднее 01.03.1943. Не думаю, что под этот случай подпадает фильм с Ливановым.
Таким образом, чтобы не нарушать права автора, нужно иллюстрировать с соблюдением правил цитирования, указанных выше, либо создавать произведение самостоятельно или по заказу. При этом, заказав произведение у кого-то, не забудьте указать в договоре, что права на созданное произведение должны быть отчуждены вам в полном объёме либо должно предоставляться право на использование.
Вывод: в данной ситуации будут действовать те же правила.
— А если бы кадры стояли на лендинге, а не внутри закрытого обучения? Это что-то меняло бы?
В данной ситуации будут действовать те же правила, если цитирование отрывков преследует информационные цели.
Ситуация 2
Спикер ведёт занятие. В презентации много цитат из книги другого автора.
— Как оформлять цитаты, чтобы это не было нарушением?
Согласно ст. 1274 ГК РФ, цитирование оформляется как обязательное указание автора и источника заимствования. Нужно не забывать, что цитирование допустимо в учебных, научных или информационных целях.
— Какой длины должна быть цитата, чтобы не было нарушения? Есть ли ограничения — в знаках, в процентном соотношении относительно остального текста?
В самом законе нет указания на допустимую длину цитаты, однако в ст. 1274 ГК РФ указано, что цитирование допускается в объёме, оправданном целью цитирования.
Ситуация 3
В названии уроков — игра с цитатами из фильмов, названиями фильмов, книг. Например, «А зори здесь тихие: как раскачать активность в студенческом чате», «Рэмбо: начинаем практику», «1+1: практика в парах».
— Так можно или есть ограничения?
Короткий ответ: не надо так делать.
Длинный ответ
Так нельзя в силу того, что к частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т. п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Есть риск получить претензию от правообладателя.
Также нужно обращать внимание на то, не зарегистрированы ли известные фразы, имена, названия в качестве товарных знаков.
— Меняется ли что-то, если в заголовки выносят названия брендов? Например, «Как пройти курс, чтобы тебя взяли работать в МегаФон» (при этом совместных активностей с МегаФоном у школы нет, МегаФон — просто чтобы показать, что возьмут работать в крупную известную компанию).
Короткий ответ: в данном случае нарушения не будет.
Длинный ответ
МегаФон — это товарный знак.
Употребление слов (в том числе имён нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги, например, в письменных публикациях или устной речи.
Т. е. если вы не будете словом «МегаФон» обозначать услуги связи (не относящиеся к МегаФону), то это не будет нарушением.
Ситуация 4
В занятии спикер разбирает примеры хороших и плохих лендингов, рекламных объявлений на работах других онлайн-школ, найденных в открытом доступе в сети. Никаких согласований с авторами работ он не делал.
— Как оформить, чтобы было корректно?
Это нужно делать с соблюдением правил цитирования — не нужно скрывать название лендинга, наоборот — следует указывать на то, чей/какой лендинг разбирается.
Ситуация 5
Для иллюстраций в презентации эксперт использует фотографии, скачанные с фотостока.
— Можно ли брать для иллюстраций фотографии из фотостоков, не подписывая их?
Можно, если это допустимо в соответствии с пользовательским соглашением фотостока.
Авторство можно не указывать только в тех случаях, когда в договоре с автором это прямо прописано. В других случаях автора обязательно нужно указать.
Также обязательно нужно обращать внимание на правила использования, которые размещены на фотостоках. Порой в них установлены ограничения — например, что фотографию можно использовать в личных целях, а в коммерческих нельзя. Правила у каждого фотостока разные.
То же касается платных фотобанков: зачастую есть разные тарифы с разными правами на использование картинок.
Важно учесть ещё один момент, который часто встречается в нашей практике.
Например, есть ИП Иванов. Дизайнер Петров для него оформляет лендинг. Петров регистрирует свой аккаунт в фотобанке, оплачивает права на фото со своей карты, а фото размещает на лендинге ИП Иванова.
Для ИП Иванова это большой риск. Правообладатель может прийти к нему с претензией за неправомерное использование фото. Факт того, что фото оплачивал Петров, не будет основанием для такого использования. В данной ситуации на фотобанке должен быть создан аккаунт ИП Иванова и оплата должна идти со счёта ИП Иванова. И доменное имя лендинга тоже нужно регистрировать на ИП Иванова.
— Можно ли использовать мемы, гифки и как это делать?
Мемы и гифки — это также объекты авторских прав. Создавать мемы или гифки на основе картинок других авторов допустимо с согласия авторов, так как это является переработкой произведения, а переработка — это использование произведения.
— Что нужно сделать, если автор нашёл картинку в сети, хочет её использовать и сделать всё правильно? Какой алгоритм?
Лучше найти автора данной картинки, связаться с ним и заключить договор на использование. Договор между физическими лицами может быть безвозмездным, главное — не забыть указать это в договоре.
Сейчас очень популярна практика, когда авторы обращаются в агентства защиты авторских прав, эти агентства ищут нарушителей, направляют им претензии, а также обращаются в суд.
— Если школа работает без юриста (это небольшой проект), что самое важное им стоит помнить, чтобы не влететь на штрафы?
Важно помнить, что у любого произведения, будь то картинки, тексты, видео, аудиозаписи, есть правообладатель. И до начала использования с правообладателем нужно заключить договор, либо же использовать произведение в качестве цитирования, применяя упомянутые выше правила.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.