Слабые умирают, сильные выживают
Недавно давал комментарии для готовящегося большого исследования рынка онлайн-образования Рунета. Поделюсь некоторыми заключениями, к которым пришёл.
— Немного улучшил свой прогноз о перспективах. В первые недели после начала «спецоперации» я оценивал ожидаемое годовое падение рынка процентов на 20-30%, но теперь склоняюсь к 10-15%.
— Список ниш, которые не пострадают или отделаются малой кровью, немного расширил. Как и прежде, считаю, что меньше всех просядет дополнительное среднее образование. В особенности — подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (как ни крути, а экзамены детям сдавать придётся). Также, по понятным причинам, неплохо будут себя чувствовать сильные языковые школы. В отдельных нишах спрос на их услуги даже вырос.
— Видимо, не пострадают платформы общего школьного образования вроде «Фоксфорд.Экстернат» и «ИнтернетУрок». А в контексте того, что многие молодые родители уехали из России, сейчас это может быть не просто жизнеспособной, а очень даже перспективной нишей.
— Сохранится спрос в целом ряде других сегментов, которые максимально близки к насущным потребностям аудитории. Среди них я бы назвал экспресс-обучение простым профессиям, повышение квалификации и профпереподготовку по специальностям, востребованным в условиях кризиса. И это не только про диджитал. Возможен спрос на обучение профессиям «человек-человек» вроде массажиста или мастера по маникюру. Хотя не уверен, что потребность именно в этих услугах сохранится.
— Вырастет всё, что за короткий срок обучает прикладным навыкам экономии денег или дополнительному заработку. Длинные образовательные программы сейчас не прокатят по двум причинам: 1) у потребителя нет денег; 2) он не готов ждать. В кризис время ускоряется, его всегда мало.
— Продолжится рост тематических сообществ. Как не раз писал, мы всё больше одиноки. Количество общения растёт, а его качество падает. Людям нужны люди. Сообщества значимо усиливают образовательные программы: позволяют студентам достигать результатов за меньший срок, не бросать обучение и получать от него максимум.
И всё же 2022 год будет первым в недлинной истории российского EdTech, когда произойдёт не рост, а падение. Для многих это будет болезненно и сложно. Какие-то школы разорятся, какие-то — просядут в выручке. В общем, всё по классике: слабые умирают, сильные выживают.
Что делать, чтобы остаться на плаву?
— Ищите отвечающие актуальным запросам ваших клиентов ниши
— Не жадничайте, выстраивая ценообразование
— Не бойтесь разворачивать бизнес-модель, если старая перестала работать
— Будьте изобретательны в маркетинге
— И фанатично работайте над качеством продукта
Впрочем, рецепт создания успешного бизнеса и в мирное время был таким.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.