Май 2022: что с образовательным рынком сейчас?
Как себя чувствует наш дорогой образовательный рынок?
Напомню, что в начале марта его дружно хоронили. Логика была примерно такой: резкое падение покупательной способности, обнищание масс и так далее в общей логике «не до жиру, быть бы живу». Все эксперты сходились на том, что просадка будет от 70% до 30% в зависимости от сегмента. Мол, меньше всего пострадают детский сегмент, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. А все остальное? Ну, лет через десять, может, вернется к масштабам 2021 года. Прошло чуть более двух месяцев с момента раздачи прогнозов, можно подвести первые итоги.
Действительно, детский сегмент чувствует себя неплохо. На март-апрель пришлась вроде как рекордная выручка у онлайн-школ и репетиторских маркетплейсов. Те из них, которые умеют подзаработать летом во время сезонного провала, так вообще чувствуют себя прекрасно. Кстати, про подзаработать летом: весьма полетела тема детских летних лагерей. По понятным причинам она теперь сводится к освоению бескрайних отечественных просторов, и это большой шанс для умельцев делать содержательные программы в сегменте premium и business.
У взрослых все веселее. Накрылась медным тазом почти вся эзотерика, марафоны и прочие «заработай вместе с Азизом». Частично из-за стремительного роста стоимости кредитов (а любители таких программ обычно своих денег не имеют), частично из-за отвала «Инсты»* и ФБ*, известных своей террористической деятельностью в наших широтах. Меньше просели маркетологи, копирайтеры и прочие цифровые жители.
Любопытно, что бахнулись почти что все курсы типа «получи новую профессию за 3 дня». Но бахнулись по выручке. Трафик же шикарный, интерес огромный. Но пока не берут. Присматриваются, что ли.
Но есть сегмент, который удивил. Это, внимание, обучение IT. Строго диалектически восприняв отъезд части истинных и так называемых IT-специалистов за рубеж, общество решило, что свято место не должно быть пусто. И пошло учиться. Тем более, на носу лето. Это касается как «нуляшек», то есть не имеющих опыта работы в индустрии, так и опытных. Кто-то из коллег на рынке прибавил 30% по выручке, кто-то — 50%. Ваш покорный слуга вместе с Otus вырос на 70% за первый квартал год к году. Разумеется, все еще может бахнуться. И когда-то точно бахнется. Но пока спрос на обучение заставляет поверить в чудеса.
В остальных сегментах все ровно. Даже LMS не упали, а выезжают на теме импортозамещения. Ухода вендоров-то еще не произошло, никто даже пока об этом не говорил. Но, как в анекдоте, громко думал. Поэтому под шумок крупные компании, да и SMB тоже, стали менять решения в области обучения на отечественные.
Еще одним трендом последней пары месяцев является создание филиалов и юрлиц за рубежом. Даже у самых что ни на есть отечественных компаний без перспектив получения зарубежной выручки появился или прямо вот появляется небольшой филиальчик. Чтобы, как говорится, было. Продолжаем наблюдать за рынками.
*Соцсети, признанные в России экстремистскими
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.