15.06.2022
Автор статьи
Елена Тихомирова
Эксперт в области e-learning, автор блога и Telegram-канала про e-learning «Живое обучение»

Когнитивные искажения, которые имеют отношение к обучению

Когнитивные искажения: социальное доказательство, эффект дефицита

Как только понимаешь, что человек несовершенен в принятии решений (и во всем остальном тоже), становится очевидным, что рациональность — это, скорее, исключение, чем правило. И там, где мы думаем, что написали хорошие цели обучения и все очень логично пояснили и показали пользу, обучение все равно может не состояться. 

Почему? Потому что аргументы могут быть очень разумными, а решение человек принимает эмоционально или на подсознательном уровне.

Исследования когнитивных искажений бывают очень полезными, потому что с их помощью можно людей направить в нужном направлении. Если мы понимаем, что искажение есть и влияет на решение, значит, мы можем использовать его в своих образовательных целях.

  1. Социальное доказательство

Люди часто подражают действиям других. Именно потому им кажется лучше ресторан, у которого больше оценок, а в пустое кафе вовсе не хочется заходить («наверное, там невкусно, если туда никто не идет»). При этом ресторан с меньшим количеством оценок может оказаться совсем не плохим, просто он недавно открылся и еще не накопил отзывов.

Именно поэтому нужны рейтинги и количество слушателей, которые прошли курс. Рейтинг можно не использовать, а вот показатель количества изучивших материал будет неплохо стимулировать к обучению.

  1. Эффект ИКЕА

Сделанное своими руками ценнее, чем готовое. Потому мебель, которую мы собрали сами, кажется намного привлекательнее.

В корпоративном обучении сегодня мы сотрудникам почти ничего не даем делать самим. Курсы назначаются, рассылки отправляются, иди и делай то, что сказали.

Слушателю нужно дать какую-то роль. Может быть, он самостоятельно составит свой  учебный план на месяц и добавит туда курсы? Пусть они будут обязательные, но в план человек их добавит сам, задаст свою последовательность. Может быть, сам себе поставит в системе напоминания об учебе? Что-то, что создаст видимость участия в обучении.

  1. Эффект дефицита

Это та самая скидка 50%, которая действует только сегодня. Или «осталось только 2 места». Это работает даже с теми, кто не собирался ничего покупать.

Как это применить в обучении? Например, сказать слушателям, что курс можно пройти только в этом месяце. А вот тот шикарный вебинар с экспертом мы проведем только один раз. И записи не будет.

Может быть, у нас будет вебинар или курс с ограниченным количеством мест? Еще хорошо бы изменить кнопки в письмах с приглашением на курсы и поставить призывы к действиям, например — «пройти обучение сейчас».

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
1.06.2022 Образование Как помочь слушателям научиться извлекать знания? 16.05.2022 Образование Почему люди бросают онлайн-обучение? 29.02.2022 Образование Полезное Как устроен мозг: фишки для тех, кто работает в обучении