Как помогать ученикам онлайн-школы справляться с самосаботажем и сопротивлением обучению
Учимся работать с внутренним критиком, выстраивать самоценность и внутренние опоры — чтобы построить фундамент, с которого нужно начинать любое обучение. Конспект с выступления бизнес-психолога и коуча Оксаны Балашовой о самосаботаже на «Белой конфе».
Скорее всего, инструменты для работы с самосаботажем вы знаете. Но применять их без знания причинно-следственных связей, системы и причин внутреннего конфликта обучающихся — всё равно что наклеить пластырь на открытую рану, забыв её обработать.
Разбираем 19 принципов, как работать с внутренними опорами и самоценностью учеников.
1. Снижайте степень важности
Первое, что нужно сделать, когда вы выступаете перед своими учениками, — снизить собственную важность. Показать, что вы тоже человек и у вас тоже были проблемы и переживания. Тогда вы сможете помочь студентам идти дальше.
Людям бесспорно нужны регалии и ваша твёрдая экспертность. Но также им важно понять, что вы с ними похожи и умеете решать те же проблемы, что есть у них.
2. Используйте рефрейминг
Это упражнение «благодаря этому я…» Его нужно делать с учениками в самом начале обучения. Оно помогает им сформулировать своё убеждение о себе. Как делать?
- Шаг 1. На листе напишите слева 3–5 своих «недостатков».
- Шаг 2. На листе справа продолжите фразу: «И благодаря этому я…»
- Шаг 3. Прочитайте вслух всё написанное справа реальному/воображаемому человеку, который вас поддерживает.
Далее оставляйте на листе только то, что написано справа.
Это упражнение помогает ученикам фокусироваться не на том, чего им не хватает, а на том, что у них есть.
3. Знакомство через три факта
Знакомство — первая точка касания с психикой ученика и первая точка опоры для него.
Как проводить знакомство со своими учениками? Используйте три факта о себе: простой, удивительный и полезный.
Например, такие факты рассказала о себе Оксана Балашова.
- Простые: моя первая профессия — маркетолог (около 14 лет), и я почти 3 года была проверяющим куратором в Skillbox.
- Удивительные: открыла кондитерскую с нуля (предварительно обучившись на кондитера) с привлечением инвестиций более 5 млн и параллельно готовилась к соревнованиям по бодибилдингу.
- Полезные: провела уже более 700 групповых сессий и разборов для образовательных проектов и наставников. Около 80% участников отмечают, что одна групповая сессия заменила им месяц терапии.
Предложите ученикам написать факты о себе. Правила работы этой механики — всегда задавайте критерии в начале. Критерии и правила создают чувство безопасности. Это тоже опоры.
Когда человек только попадает на обучение, он ощущает крайне небезопасную среду, так как она для него совершенно новая. Дайте им задания озвучить свои простые, удивительные и полезные факты. Можно просить учеников обновлять свою самопрезентацию раз в неделю.
4. Объясняйте в самом начале обучения, как работает психика и что делать, если возникли сопротивления и самосаботаж
Можно записать урок на эту тему или поднять её на живом вебинаре, но главное — проговаривать проблему через рот. Подготовьте студентов онлайн-курса к тому, что в определённые периоды самосаботаж будет и это нормально. Предупреждён — значит вооружён.
5. Отслеживайте точки контакта, в которых возникает сопротивление
Точки контакта — это множественные онлайн- и офлайн-соприкосновения и взаимодействия ученика и эксперта, учебного заведения, проекта, где могут возникнуть внутренние и внешние сопротивления к обучению. Такими ситуациями могут быть какие-то моменты на встрече, события, места, интерфейсы, учебные материалы, сам учитель/эксперт, слова и речь, речевые конструкции и вопросы и др.
Достаточно улучшить точки контакта с психикой, чтобы снизить сопротивление и самосаботаж учеников.
Нужно посмотреть на каждой стадии обучения, где вы упускаете контакт, в какой момент. Например, даже формулировка какой-то фразы может вызвать много сопротивления.
6. Снижайте уровень тревоги
Чему мы сопротивляемся во время обучения и кто такой внутренний критик, или самосаботажник?
В первую очередь мы противимся изменениям. Это — стресс для нашего мозга. Учёба — это всегда про нестабильность, изменения процессов и жизни, дополнительную нагрузку и выход из привычного и понятного режима.
Наша психика так устроена, что даже если перемены к лучшему, они всегда воспринимаются как источник опасности, и мы начинаем сопротивляться.
Поэтому важно уже на первом этапе снизить степень этой угрозы.
Любое достижение влечёт за собой перемены в жизни, выход на новый этап. Такие перемены — источник тревог и волнений. Это может привести к тому, что человек неосознанно будет избегать нового опыта и упускать возможности развития. Он будет бояться сделать следующий шаг и повторить ошибки прошлого.
Обратите внимание на то, как вы в своём учебном процессе работаете с тревогами. И вообще работаете или нет. Как вы их отслеживаете?
7. Перестаньте давить на учеников
Феномен сопротивления обучению и саботажа — это условный рефлекс, как и тревога. Он чем-то обусловлен. Полностью избавиться от него нельзя. Это как заводская настройка: её не отключить. С ней можно только договориться.
Помните про закон: сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее вы будете давить на учеников — тем сильнее будет их сопротивление. То есть если вы постоянно будете воздействовать на людей с посылом: «Делай, посмотри сюда, а что не так», то человек будет чувствовать напряжение и ещё сильнее сопротивляться.
8. Снижайте страх ошибки
Человек не идёт в изменения, потому что боится повторить прошлый опыт и прошлые ошибки. Если он этого боится, значит, он не рефлексировал.
С этим нужно работать как раз по методу рефлексии: что сделано не так? Ошибка ли это была? Например, слово «ошибка» можно заменить на «сложный опыт».
Если человек считает что-то ошибкой, он будет чувствовать внутри, что в чём-то виноват и что-то сделал не так. Пока вы не уберёте это внутреннее чувство стыда или вины, человек не будет двигаться дальше. Страх ошибки — это по факту страх испытать сложные чувства снова.
9. Формируйте новые привычки у учеников
Самосаботаж — это разрушительное поведение, которое мешает ученикам добиться целей и достичь потенциального успеха.
Мы все с ним сталкиваемся, когда нам нужно что-то сделать. Можем тянуть до последнего и не делать что-то, потому что, как правило, мы боимся чего-то впереди.
Самосаботаж проявляется голосом внутреннего критика, прокрастинацией, чувством вины или стыда, перееданием в попытке отвлечься от тяжёлых мыслей, зависимостями, зависаниями, избеганием, болезненным состоянием накануне важного события или действия и др. Например, вы можете спрашивать у своих учеников, у кого сейчас есть проблемы с едой, чтобы понять, кто в каком состоянии находится.
Чем больше мы чего-то избегаем, тем больше тревожимся. Это и есть феномен «пронесло».
Было ли у вас, например, такое, что вы в последний момент вбегали в самолёт? Или вы не выучили школьное стихотворение и боялись, что вас спросят, но вдруг прозвенел звонок и урок закончился?
На чувство «фух, пронесло» мы и подсаживаемся. Потому что это дешёвый дофамин. Это — самая вредная привычка.
Феномен избегания и самосаботажа:
- закрепляет привычку тревожиться
- усиливает чувство страха по отношению к событию
- усиливает внутренний страх, что мы не получим удовольствие, которое когда-то принесло нам это бегство.
Это же чувство испытывают ученики. Например, если не сделали домашку и их пронесло. Что делать? Вводите бадди, трекеров или трекеры, челленджи, дневники состояния, отчёты.
10. Помогайте ученикам работать над эмоциональным интеллектом: мыслями и чувствами
Помогите определить, какие у студентов есть убеждения о себе, о ситуации и о мире в целом. Так вы поймёте, что может помешать учиться.
Например, человек думает: «У меня не получится продать». Мозг находит ему подтверждение его мысли и создаёт реконструкцию воспоминаний, даже если это никак не связано с нынешней ситуацией. Поэтому человек будет саботировать учебный процесс.
Возможные причины сопротивления обучению
- Внутренний конфликт: когда человек хочет достичь желаемого и одновременно боится последствий и изменений в жизни, которые за этим последуют.
- Страхи = тревоги: перед неизвестностью, достижением успеха. Есть страх ошибки, страх потери имеющегося, который сильнее, чем важность приобретённого.
- Перфекционизм — вытекает из страха ошибки.
- Негативные убеждения или иллюзии о себе — это голос внутреннего критика или самоУЦЕНКА. Например: я недостаточно, мог бы и лучше, куда тебе до…, уже поздно, всё равно не получится и др.
- Непрожитые агрессия и гнев. Бывает, что ученик переносит на вас чей-то образ. Заходя в обучение, он проваливается в ту роль, как когда-то учился. И начинает вести себя с вами так же, как когда-то вёл со своей учительницей.
- Банальная усталость.
Человек так чувствует, потому что у него есть какая-то мысль об этом, заблуждение, так называемая иллюзия ума. Это заблуждение и нужно обнаружить.
Помните: мы живём так, как мы говорим. А как говорим, мы действуем. Если вы хотите по-другому, значит, надо говорить по-другому, в том числе со своим внутренним критиком.
11. Объединяйте людей по уровню психологического состояния
Если вы представите в голове собачку — у каждого она будет своя. Разной породы, в разных ситуациях, с разным настроением. То, что будет очевидно вам, неочевидно другим.
Ещё одна точка опоры — объединяйте людей с дружественными «собачками». Например, человеку может быть некомфортно работать со своей учебной группой. Мама в декрете будет чувствовать себя чужой среди предпринимателей, опытных специалистов.
12. Помогайте ученикам увидеть реальные факты о себе и составить ревизию активов
Внутренние опоры помогают с внутренним критиком в обучении. Критик внутри нас — это собирательный образ среди наших родителей, учителей, партнёров и т. д. И люди начинают прорабатывать это всё, углубляясь в работу с родом и т. д.
Но на самом деле нужно не прорабатывать, а поменять отношение к этому критику. Относиться к нему, как к помощнику.
Внутренний критик — это голос вашего взрослого человека. Он не критикует вас как личность, а подкидывает разные факты и факторы, чтобы вы вставали в более взрослую позицию.
И если мы так говорим внутри себя, значит, с какой-то частью доводов согласны. Задача — принять реальные факты о самих себе.
Например, ученик понимает, что у него сейчас нет возможности делать домашнее задание. Значит, нужно ему объяснить, что он может прийти к кураторам и сказать об этом. То есть он признаёт факт и принимает его как данность.
Принять проблему — значит увидеть её и начать с этим работать.
13. Составьте майнд-карту «Кто я?»
На второй стадии обучения, когда нужна мотивация, составьте майнд-карту. Покажите, что когда-то ученик был другим человеком — как он тогда выходил из сложных ситуаций?
Например, человек говорит, что боится отказа. Задайте вопрос: «Отказывают тебе или твоей функции?» То есть отказали как бизнес-коучу, как психологу? Далее объясните ученику, что он — не его функция. Ведь мы объединяем в себе большое количество других составляющих.
14. Предусмотрите в течение всего обучения работу с внутренним критиком
Важно не избавляться от критика, а найти баланс между критикой и самоподдержкой. Фундаментальный вопрос ученику: «В чём позитивная цель вашего критика?»
Задача — выстроить внутренние опоры, опираясь на самоценность и веру в себя.
В основе самоценности лежит понимание своих внутренних ориентиров и ценностей.
Используйте практики и упражнения для работы с внутренним критиком:
- ревизия опыта с учётом достижений и ошибок
- ревизия активов (дипломы, кейсы, черты характера)
- оцифровка результатов
- майнд-карта «Кто я»
- личный SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы)
- распаковка страхов
- отпор критику
- разговор со своим критиком или страхом
- рефрейминг: и благодаря этому я…
- рефлексия после ошибки, отрицательного результата
- работа с внутренними ресурсами (что помогло когда-то, поможет здесь и теперь)
- работа со страхом успеха через коучинговые вопросы.
Если вы делаете эти упражнения, то важно понимать, на каком этапе находитесь сейчас.
15. Найдите у себя точки контакта с психикой учеников и переведите их в точки опоры
В период перемен и изменений внутренние опоры без внешних создать невозможно. Внешние опоры выстраиваются вами в точках контакта с психикой учеников.
Человеку важно иметь 10 внутренних опор. Вы можете помочь ему их создать через привычку — она закрепляет веру в себя.
10 базовых внутренних опор
- Умение рассчитывать на себя, свои внутренние ресурсы и ценности.
- Умение договариваться с внутренним критиком.
- Ощущение своей самоценности и адекватная самооценка.
- Сила воли.
- Эмоциональная устойчивость и спокойствие ума.
- Выстроенные границы.
- Вера и поддержка самого себя, даже если другие не поддерживают.
- Навык рефлексии и системного мышления.
- Осознание ответственности за свою жизнь, свои мысли и чувства, решения, выборы и действия.
- Навык принятия себя (плюсов и минусов), других, ситуации, мира.
Например, если вы слышите от ученика фразу «Я хочу уверенно стоять на ногах», то за ней стоит «Я хочу верить, что могу». Или за фразой «Я хочу найти себя» стоит желание «Я хочу верить, что могу найти себя».
16. Задаём вопросы с фокусом: что поможет получить желаемое?
Не спрашивайте людей: «Что тебе мешает? Почему ты не можешь прийти к результату?»
Гораздо результативнее спросить: «Что тебе поможет?» Это действие не из ограничения, а из возможностей.
Например:
- Что вам поможет… а что ещё…?
- Как вы думаете, вам поможет…?
- Какое маленькое действие вы уже сегодня можете изменить, чтобы…?
- Как вы думаете, от чего сейчас стоит отказаться, хотя бы на время учёбы, чтобы…?
- Как вы можете изменить…?
- Вы можете действительно это контролировать…?
Самоценность — это ощущение целостности своей личности. Это вера и принятие себя и своих ценностей. Признание факта, что я могу ошибаться и у меня есть как положительные, так и отрицательные стороны. Я не хуже и не лучше других, учитывая мои плюсы и минусы.
Вопросы для осознания своей ценности
- Что я люблю делать?
- Что я хорошо умею делать?
- Для чего я занимаюсь тем, чем занимаюсь?
- За чем ко мне обращаются люди?
- За что люди готовы платить?
- Какой результат я несу своим клиентам?
- Как это меняет мою жизнь?
- Как это меняет жизнь моих клиентов?
Самоценность включает в себя внутренний, стабильно устойчивый и адекватно позитивный взгляд на самого себя, который не подвержен весомым изменениям из-за внешних факторов и оценок окружающих. Например, если сейчас главная ценность для человека — семья, он не будет идти продавать или пытаться «проявляться».
17. Помогаем ученикам осознать, как меняется не только их жизнь, но и жизнь их клиентов и семьи
Если человек будет понимать, что он меняет к лучшему жизнь всего своего окружения, у него будет расти самоценность.
18. Ставим цели на обучение и после него с учётом ценностей и жизненного контекста ученика
В основе самоценности лежит две опоры.
- Личностная идентичность — то, что мы делаем каждый день, а делаем на основании того, что думаем
На личностную идентичность влияет то, во что верите (ваши убеждения и ценности), то, что вы чувствуете, и то, что постоянно делаете (повторяющиеся действия).
- Ценности человека
Ценности — это жизненный вектор и ориентиры. «Что мне важно?»
Мы получаем больше удовлетворения от движения к целям, которые находятся в направлении и плоскости наших ценностей.
Упражнение на определение своих ценностей — то, на что сейчас направлен ваш внутренний фокус внимания.
Шаг 1. Посмотрите на следующий список в течение 3 секунд.
Шаг 2. Выпишите те слова, которые сразу заметил ваш мозг.
Шаг 3. Посмотрите на ваши ценности и расставьте их в порядке важности и приоритетности для вас.
Шаг 4. Расшифруйте, что для вас значит каждая ценность и как она проявляется или не проявляется сейчас в вашей жизни.
Шаг 5. Какие ценности вы не проявляете и не осознаёте?
Шаг 6. Скорректируйте цели с учётом ценностей.
Это упражнение вы можете делать с учениками. Например, студент увидел слово «радость». Важно понять, как эта радость проявляется сейчас в жизни: он через радость делает что-то? Покажите, как он может делать домашку радостно. Спросите: «Когда ты последний раз радовался?»
Если цели лежат в плоскости ваших ценностей, вы не будете их саботировать.
19. Замечайте даже, казалось бы, незначительные успехи учеников и поощряйте их за это
Каждая привычка учит доверять самому себе. Помогите ученикам сформировать новую привычку двигаться без сопротивлений и самосаботажа.
Необходим фокус не на том, чего они хотят добиться, а на том, каким человеком хотят стать, как себя чувствовать. То есть фокус на системе улучшений действий.
В этом помогает трек-лист привычек.
В новых и сложных ситуациях (в том числе связанных с профессиональным ростом) мы можем опираться на внутренние ресурсы, когда их осознаём. Даже если чувствуем, что внешних ресурсов недостаточно. Собственные качества, которые помогли нам «там и тогда», могут помочь «здесь и теперь».
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.