Как формировать потребности аудитории: первая ступень лестницы Ханта
Маркетологи рекомендуют вообще не работать с первой ступенью лестницы Бена Ханта. Это дорого, сложно и не факт, что выгорит. В статье покажем, что работать с этим сегментом, чтобы формировать потребности аудитории, при продвижении онлайн-курсов можно, а иногда нужно.
Автор: Григорий Миндеров, копирайтер.
Что такое лестница Ханта
Это маркетинговая модель, которая делит аудиторию на 5 сегментов. Соответственно, лестница Ханта состоит из пяти ступеней.
5. Готов купить ваш продукт. У клиента достаточно информации, и он уверен, что именно ваше решение ему подходит.
4. Выбирает продукт. Человек осознаёт проблему и готов её решить. Он даже выбрал способ, но не выбрал исполнителя.
3. Выбирает способ решения проблемы. Человек осознаёт проблему, хочет её решить, но пока выбирает, каким именно способом.
2. Знает о проблеме, но не знает о решении. Человек знает, что у него есть проблема, но не ищет решения (не хватает мотивации или не знает способа).
1. Не осознаёт проблему. У человека её вообще нет, по его мнению. Он не ищет решения, не ищет информации о проблеме. Более того, встретившись с контентом по этой теме, он вряд ли заинтересуется, просто пропустит мимо.
По сути, первая ступень Ханта — это про создание спроса на продукт с нуля. Причём действовать придётся на широкую холодную аудиторию без гарантии успеха.
Мало кто на рынке онлайн-образования умеет работать с первой ступенью лестницы Ханта. Большинству хватает 2, 3 и 4-го уровня. Ну и 5-го, хотя это практически ваши клиенты.
Но иногда приходится начинать работать с нуля.
Когда нужно работать с первой ступенью лестницы Ханта
- Когда остальной аудитории уже не хватает. Допустим, вы масштабируете онлайн-школу и понимаете, что охватили все ступени лестницы Ханта, кроме первой. В этом случае придётся вести человека с первой ступени до пятой.
- Когда вам нужно реализовать большой бюджет. Людей со второго по пятый этап лестницы Ханта меньшинство, по сравнению с первым этапом. Если вы понимаете, что уже не достигаете целей на этом рубеже, самое время поработать с первой ступенью.
- Когда запускается новый продукт и это первый подобный продукт на рынке. Например, раньше не было компьютеров и люди прекрасно без них жили. Когда появился первый персональный компьютер, нужно было объяснить аудитории, что это такое и зачем эта штука нужна. Это работа с первой ступенью лестницы Ханта.
Если вы изобрели что-то новое, то вас ждёт такой же путь.
Как формировать потребность
Если разделить поведение человека при покупке, получится два основных действия:
- Покупка эмоциональная. Мы заходим в магазин, чувствуем, что хотим сладкого. Практически не глядя хватаем шоколад. Мы даже на ценник можем не смотреть при этом. То есть наше действие занимает секунды.
- Покупка рациональная. Покупая дорогой продукт, мы тщательно изучаем его описание, взвешиваем все за и против. От ознакомления до покупки может пройти несколько дней, месяцев или даже лет. Это касается и покупки онлайн-курсов.
В первом пункте мы практически не думаем. А во втором — сначала собираем информацию, анализируем её и только после этого принимаем решение.
Поэтому на первой ступени важно дать нужную информацию, которая сформирует у человека потребность в нашем продукте.
Это не значит продавать всем подряд и навязываться. Во-первых, это плохо. Во-вторых, это так не работает. Например, краска для волос лысому мужчине явно ни к чему. Поэтому формировать потребность у такой аудитории нет смысла.
А вот повлиять на такого мужчину, чтобы он посоветовал жене, маме, сестре краску для волос, можно. Но вряд ли затраты на такой маркетинг окупятся. Хотя всё познаётся в тестах.
Шаги для работы с аудиторией на первой ступени лестницы Ханта
1. Знать о целевой аудитории (ЦА) максимум
Важно знать о ЦА ещё больше, чем вы знаете сейчас. Нужно заглянуть вперёд, на следующие ступени лестницы Ханта, и понять, как на них действует аудитория, что ищет, что хочет, чего боится и т. д.
Так вы поймёте, куда вести людей с первой ступени и какие проблемы у них уже есть, но они этого пока не осознают. Зная следующие шаги, вы сможете построить эффективную коммуникацию с аудиторией.
2. Контент-маркетинг
По сути, нам нужно сформировать спрос у людей, которым конкретный продукт пока не нужен.
Для такой задачи недостаточно сделать классический прогрев и продать онлайн-курс. При формировании потребности нужен тонкий подход.
Для этого подойдут статьи в журналах, на Дзене, в сообществах. Для таких площадок используем интересный полезный контент, чтобы у человека, абсолютно не интересующегося вашей темой, от прочтения заголовка было ощущение «Хм, прикольно, почитаю». Например, исследования, истории, кейсы, интервью.
Чтобы написать цепляющий контент, важно знать предпосылки проблемы, которой пока ещё нет у ЦА.
Допустим, у нас курс по йоге. Все мы знаем, что сидячий образ жизни плохо сказывается на здоровье. Поэтому можем зайти издалека и написать статью «Как сидячая работа сокращает жизнь».
В этой статье мы рассказываем о разных последствиях сидячего образа жизни. Далее можно перечислить различные решения, среди которых будет йога. А потом показать, что йога — лучшее решение.
То есть нам нужно продать не наш курс, а идею, что йога защитит от последствий сидячего образа жизни.
Также поможет знание триггеров.
Если у нас курсы по иностранным языкам, важно понять, что зацепит человека. Для одного это будет желание посмотреть кино на английском языке, для второго — путешествия, для третьего — книги и т. д.
Допустим, человек не знает английского языка и спокойно с этим живёт. Что мы можем сделать, чтобы заинтересовать его идеей изучить английский?
- Написать историю человека, который изучил язык и теперь читает книги в оригинале.
- Написать статью со списком, каких книг нет на русском языке.
- Написать историю, как знание английского спасло жизнь путешественнику.
И так далее. По этим темам можно делать не только статьи, но и видео. Главное — ориентироваться на целевую аудиторию.
Важно использовать простой контент, который будет интересен большинству. Например, для курса по удалённой работе можно написать статью «11 минусов работы по найму». В этой статье мы проходимся по болям аудитории и говорим, что удалённая работа лишена этих минусов.
То есть мы доносим смыслы через простые идеи.
При этом контент должен быть полезным, чтобы читателю захотелось его сохранить. Это работа вдолгую. Описываемая в контенте проблема должна быть общей, и уже потом, идя по лестнице Ханта, мы конкретизируем проблему.
Хорошая новость в том, что аудитория может пройти несколько ступеней за одну статью. Например, человек осознает, что у него есть проблема, захочет её решить и начнёт искать решение.
Нужен ли призыв к действию в таких статьях?
Зависит от площадки и ситуации. Явных призывов купить или подписаться лучше не делать. Но можно указать ссылку на лид-магнит.
Гипотетическая ситуация. Есть журнал «Офисный вестник». Его читают менеджеры и другие офисные работники, потому что там встречаются интересные материалы, анекдоты и сканворды.
Мы пишем статью «11 минусов работы по найму» и публикуем в журнале.
Наша ЦА узнаёт себя, свои боли и видит, что может быть по-другому. То есть человек уже перешёл на вторую ступень лестницы Ханта. Далее мы можем дать ссылку на лид-магнит в нативном формате.
После этого мы начинаем работать с целевой аудиторией уже на второй ступени лестницы Ханта.
Главное — уловить момент, когда человека можно перевести на следующий этап.
3. Реклама
Чтобы найти целевую аудиторию, можно использовать парсер TargetHunter и таргетированную рекламу в соцсетях.
Принцип действий простой:
- Находим ЦА
Если для 2, 3 и 4-й ступени мы находим сообщества конкурентов, например, то на 1-й ступени лучше работать с тематическими сообществами. Если ЦА — офисные работники, можно найти развлекательные паблики и группы журналов, посвящённые офисным сотрудникам.
Также можно настроить рекламу по интересам. Это будет довольно широкая аудитория, но никто не обещал, что будет легко.
- Пишем контент под ЦА
Здесь уже не обойтись короткими форматами рекламы. Нам важно написать полноценную статью, которая зацепит ЦА, актуализирует проблему и подскажет следующий шаг.
Когда статья будет готова, запускаем её в рекламу.
- Анализ и работа со следующими ступенями лестницы Ханта
На первой ступени находится самая холодная аудитория. Поэтому эффекта, как при работе на тёплую аудиторию, не будет. Подписчики будут дороже. Важно это понимать в начале пути.
Конечно, в таргетированной рекламе можно тестировать разные стратегии. Например, можно сделать прогрев.
- Запускаем первую статью и актуализируем боль. Собираем базу для ретаргета.
- Тем, кто увидел и тем более отреагировал на статью, показываем следующий пост с другой болью, историей, кейсом и т. п.
И так далее по цепочке. Можно обойтись двумя единицами контента и далее пригласить людей в рассылку за лид-магнит, можно сделать это через 3 поста. Главное, чтобы всё это было с конкретной целью. Например, ознакомить людей со всеми проблемами и только после этого предложить лид-магнит. Тогда у вас получится сформировать потребность и перевести аудиторию на следующую ступень лестницы Ханта.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.