05.12.2024

Пошаговое руководство, как провести мастер-класс

Выбираем цель, формат мастер-класса и составляем программу.

Когда нужен мастер-класс

Мастер-класс — это вид обучения, когда эксперт за короткое время передаёт ученикам свои практические знания. Аудитория получает результат сразу же и выходит с площадки с новыми умениями от и до. 

Например, люди выходят с мастер-класса с готовой картиной, кулинарным шедевром или навыками самопомощи в стрессовой ситуации.

Это эффективный способ делиться с аудиторией знаниями и навыками, прогревать людей, делать их лояльными покупателями и потом, если всё прошло успешно, продавать другие свои продукты. 

Что отличает мастер-класс от других форматов обучения?

  • Конкретная цель обучения. Одно занятие — один навык
  • Имеет значение опыт ведущего. Люди охотнее идут к наставнику с уникальными навыками или авторской методикой обучения
  • Контакт с учениками. На мастер-классе будет много личного общения учеников с наставником
  • Ограниченность по времени. Мастер-класс обычно длится недолго, несколько часов. За это время человек должен получить обещанный навык

Мастер-класс не всегда состоит только из практики. Это может быть одна из трёх форм:

  • практика
  • теория + практика
  • лекция — когда преподаватель объясняет и показывает.

В формате лекции часто проходят разборы, например, текстов. 

Разбираемся, как провести мастер-класс.

Определите цель мастер-класса

Сначала нужно выбрать тему мастер-класса и поставить цель для обучения.

Чтобы её выбрать, нужно понять, какая проблема сейчас наиболее актуальна для вашей аудитории.

Например, в канун Нового года будет актуально провести мастер-класс по готовке праздничных блюд или выпечке торта. Или сделать новогодний декор своими руками. 

Если мастер-класс проводит специалист в мягкой нише, то можно собрать людей и научить их быстро восполнять свой ресурс, когда на работе большая загрузка. 

Если происходят изменения в законодательстве, в структуре компании, то можно научить сотрудников работать с новой программой или по-новому вести документооборот. 

Какой может быть цель мастер-класса?

  • Получить новые навыки. Это одна из самых частых мотиваций для участников. Они получают практические умения, которые могут применить в работе или повседневной жизни. Например, мастер-класс по рисованию может научить основам живописи
  • Создать сообщество. Мастер-классы могут собирать людей с общими интересами, помогая создать сеть знакомств и обмена опытом. Участники могут взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и находить единомышленников
  • Развивать креативность. Мастер-классы могут способствовать развитию креативного мышления и воображения участников. Свободная и непринуждённая атмосфера позволяет людям экспериментировать и пробовать что-то новое
  • Просто интересно провести время. Иногда мастер-классы проводятся только для того, чтобы дать участникам возможность отдохнуть и развлечься. Например, кулинарные мастер-классы могут быть способом весело провести вечер с друзьями и заняться чем-то интересным
  • Ввести в новую область. Мастер-класс может быть эффективным способом познакомить участников с новой темой или направлением, которые станут для них интересными. Например, вводный урок по возможностям ChatGPT 

Сформулируйте свою цель, чтобы удерживать фокус на нужном направлении обучения и подобрать подходящие методы преподавания.

Выберите целевую аудиторию

Определите, для кого актуально ваше обучение. Нужно разделить аудиторию на сегменты, чтобы лучше с этим разобраться.

Например, вы проводите мастер-класс по рисованию портрета. Вот какие сегменты могут быть.

  • Новички. Люди, которые вообще не умеют рисовать, никогда профессионально этим не занимались, а может быть, даже не брали в руки кисть
  • Интересующиеся. Люди, которые уже учатся рисовать, но ещё не пробовали работать с портретом или только начали обучаться писать портрет
  • Профессионалы. Те, кто уже давно занимается рисованием, действующие художники, которые приходят получить новые знания и навыки, попробовать для себя новое направление

Когда вы подробно распишете уровень подготовки и интересы учеников, станет понятно, как строить программу, что обязательно нужно в неё включить. И что писать в рекламном объявлении, чтобы отсеять нецелевую аудиторию.

Например, если вы не укажете требуемый уровень подготовки и новичок придёт на мастер-класс, рассчитанный на интересующихся, то он останется крайне недоволен. Ему будет сложно.

Как сделать мастер-класс: программа

Теперь переходим к составлению самой программы. Вот несколько вопросов, которые помогут понять нужный вектор.

  • Кто моя аудитория? Демографические характеристики (возраст, пол, образование), особенности или интересы, которые стоит учесть
  • Какой уровень знаний у аудитории? Начинающие, средний уровень или продвинутые? Какие навыки и знания люди уже имеют по теме мастер-класса?
  • Каковы цели и ожидания участников? Что они хотят узнать или чего достичь в ходе мастер-класса? Какие проблемы они хотят решить?
  • Какие форматы предпочитает моя аудитория? Например, предпочитают ли они практические занятия, лекции, дискуссии или комбинацию этих форматов? Как участники относятся к интерактивным элементам, таким как вопросы и ответы или групповая работа?
  • Какую обратную связь хотела бы получить моя аудитория? Нужны ли конкретные примеры и практические советы? Какого рода взаимодействия они ожидают с ведущим и друг с другом?
  • Где находится моя аудитория? Участвуют ли люди в мастер-классе очно или онлайн? Как это влияет на выбор платформы и логистику мероприятия?
  • Какова мотивация участников? Что может быть стимулом для них для участия в мастер-классе? Интересует ли их возможность получения сертификата или других видов признания?
  • Какой язык и стиль общения будет уместен: формальный или неформальный? Какую лексику и терминологию лучше использовать, чтобы быть понятным и доступным для аудитории?

Примерный план мастер-класса

  • Введение

Расскажите свою историю и объясните, о чём будет мастер-класс. «Продайте» свою идею, чтобы людям хотелось остаться до конца и чтобы они понимали, какой результат их ждёт. 

  • Установите и озвучьте правила

Сразу договоритесь о том, как всё будет проходить. Например, по ходу занятия люди не задают вопросов, а ждут результата и только потом его оценивают. Или нельзя пользоваться телефонами, подсматривать за другими и т. д. 

  • Теоретическая часть

Разбейте материал на логические блоки. Начинайте с теории, основных понятий и терминов. Продумайте примеры и подготовьте наглядные материалы.

  • Практические задания

Предложите участникам применить полученные знания на практике. Работайте по шагам, помогайте на каждом этапе, отвечайте на вопросы, смотрите на ход работы и следите, чтобы не было отстающих в группе. 

  • Заключение и вопросы

Подведите итоги и дайте возможность участникам задать вопросы. Можно выделить время на рефлексию, поделиться своими мыслями, ощущениями. Обсудить работы друг друга, сказать комплименты, озвучить отзывы. 

Фото: Nata_Korsikovskaya. Style.Jewelry.Create

Подготовьте материалы

Лучше усваивать материал, работать в группе участникам помогут дополнительные материалы.

Например, вам может понадобиться следующее.

  • Презентация для спикера. Картинки, примеры, таблицы и схемы, а также основные теоретические тезисы. Так люди лучше воспринимают информацию
  • Рабочая тетрадь для участников. Это может быть персонализированная тетрадь с нужными формулами, подсказками, правилами, примерами 
  • Референсы. Образцы и примеры работ, которые вы будете повторять на мастер-классе
  • Материалы для создания продукта. Подготовьте всё под ключ. Например, съедобные продукты, украшения и т. д. 
  • Инструменты для работы. Всё, что вы сами используете, чтобы сделать эту работу. Участники ничего не приносят с собой. Например, линейка, лопатка, ёмкости и т. д.
  • Сертификат об участии. Лучше — именной. Это приятный бонус в конце занятия и то, что участники с удовольствием выкладывают в свои соцсети 

В том, чтобы всё сделать идеально, вам очень поможет прописанный путь клиента. Поставьте себя на место человека, который пришёл на ваш мастер-класс.

Какими инструментами ему будет легко пользоваться, с какими материалами сможет справиться новичок, как он будет оформлять результат своей работы? 

В идеале пройдите мастер-класс сами от начала до конца и запишите, чего не хватает для 100%-го удобства. Например, под рукой постоянно может быть нужна питьевая и техническая вода. Или не хватает освещения на рабочем месте.

Выберите площадку

Выбирайте площадку после того, как будете понимать, сколько людей планирует прийти на мастер-класс. Этот формат предполагает работу в небольшой группе, в уютном пространстве, где люди могут контактировать друг с другом.

На что обращать внимание?

  • Локация

Удобное месторасположение, возможность доехать на общественном транспорте, припарковаться и легко найти точку. Если с этим трудности, поставьте указатели, а также прорисуйте подробную карту пути и разошлите участникам.

  • Инфраструктура

Доступные туалеты, возможность оборудовать зону отдыха, поставить столы для кофе-брейка и вообще разместить рабочие места так, чтобы люди не мешали друг другу.

  • Освещение

От него зависит обстановка на мастер-классе. Например, если вы делаете какой-то продукт руками, то в помещении должен быть яркий свет, если мастер-класс посвящён психологическим практикам, то, наоборот, важна возможность приглушить свет и погрузиться в полумрак.

  • Современный ремонт

Сама площадка должна вызывать желание на ней находиться, здесь важны уют, стильная обстановка, чистота.

  • Отзывы

Посмотрите отзывы об этой площадке. Что пишут об арендодателях, как они идут навстречу, как быстро помогают решить вопросы, например, если нужно усилить скорость интернета и т. д.

  • Доступность для разных категорий людей

Например, на мастер-классы могут ходить и пожилые люди — им сложно подниматься и спускаться по лестнице. Или в мероприятии могут участвовать инвалиды — тогда нужен лифт и возможность перемещаться на коляске по площадке.

Фото: Drug

Выберите каналы рекламы

Обычно на мастер-класс собирается небольшая аудитория, до 50–100 человек. Большого бюджета на рекламную кампанию не потребуется.

Делайте акцент на работу с тёплой базой. Напишите несколько постов с анонсом, пригласите своих подписчиков на мероприятие.

Здесь будет важна привязка по гео, а в некоторых городах — и по районам. Если запускаете таргетированную рекламу, то начинайте с настроек на тех, кто живёт близко к площадке. 

Можно задействовать местные паблики и разместить промопост. Так к вам придёт в том числе новая аудитория, которая ещё не знакома с вашими продуктами. 

Просите друзей и знакомых рассказать о вашем мастер-классе, запускайте сарафанное радио, чтобы привлечь больше тёплой аудитории.

Проведите мастер-класс

Обстановка на мастер-классе зависит от человека, который его проводит. Его состояния, настроения. Очень важно, чтобы ведущий был отдохнувшим, бодрым, позитивным и т. д.

Настройтесь на хороший лад, постарайтесь создать дружелюбную атмосферу, в которой участники смогут задавать вопросы и обсуждать материал.

Что здесь важно.

  • Поддерживайте контакт с аудиторией. Следите за реакцией людей, вовремя включайте практики, меняйте подачу материала
  • Стимулируйте обсуждения. Поощряйте участников, чтобы они делились мыслями, ощущениями, задавали вопросы

В целом это про ощущение безопасности. Если ведущий, например, критикует чужие работы, агрессивно комментирует ошибки участников, то в обстановке напряжения создавать что-то хорошее не получится, а люди просто больше не захотят приходить.

Как превзойти ожидания участников?

  • Подготовьте подарки для всех. Небольшие памятные презенты — например, канцелярия, ручки, блокноты
  • Приготовьте угощения и чистую питьевую воду бесплатно
  • Пригласите фотографа, который сделает профессиональные фото для каждого
  • Предложите в подарок промокод на другие ваши продукты. Именно на мастер-классе можно легко и естественно продавать свои услуги и следующую ступень обучения

После завершения мастер-класса соберите отзывы участников. Это поможет вам понять, что прошло хорошо, а что можно улучшить в будущем.

Предложите участникам заполнить анкету или просто побеседуйте с ними, чтобы узнать их мнение.

Помните, что проведение мастер-класса — это возможность не только обучить, но и вдохновить других.

Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!

Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.

Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.

Остались вопросы или хотите предложить материал для публикации? Напишите нам!
Форма успешно отправлена
Рекомендуем посмотреть
01.10.2024 Методология Проведение событий Статьи Как организовать хакатон 19.07.2023 Методология Образование Топ-3 необычных формата онлайн-обучения 05.06.2024 Правила работы Статьи Как подготовиться к проведению вебинара: фон, оборудование, свет