Каким должен быть договор?
Главная цель текста в договора — быть подписанным. Без двух подписей в реквизитах сторон договор — бессмысленный набор слов, не создавший никаких последствий, никаких отношений. И никаких денег. По сути, это пустая трата пространства и времени.
Когда я отправляю договор на согласование, я думаю о том, насколько его будет приятно и легко читать другой стороне, с которой я хочу вступить в отношения. И исходя из этого, я стараюсь писать текст договора.
Мой опыт и впечатления моих клиентов говорят, что я не зря обращаю внимание на сам текст не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения френдли-текста для его конечного читателя. Большую часть моих договоров и правок в договоры, которые я предлагаю, принимают. А мои клиенты нередко благодарят за понятные тексты.
Что я отмечаю для себя при написании договоров или при предложении изменений в договоры (когда мне надо что-то изменить в предложенных условиях):
Структура договора
Обязательно должен быть план и последовательное изложение условий в договоре. Чтобы, как в романе, было понятно откуда и куда идет герой. Делаем раз, делаем два, делаем три, и вот наш приз.
Условия стоит компоновать по темам и размещать в понятных разделах. Если мы говорим о результате услуг или об алгоритме приемки результатов, то всё это должно быть в одном разделе. Если читателю договора придется скакать по всему тексту, выискивая составляющие одного алгоритма, это может привести к трем последствиям:
- Договор не дочитают и пошлют отправителя.
- Договор дочитают и начнут нещадно редактировать.
- Договор не дочитают, подпишут и в процессе исполнения выяснится, что стороны неправильно друг друга поняли.
Все три варианта находятся в зоне двух рисков — потеря времени и потеря денег.
Стиль текста
Безусловно, совсем уйти от юридических канцелярских формулировок не удастся. Но сделать текст чище и понятнее абсолютно реалистично.
Если коротко, то задача убрать из текста лишнее, сохранив смысл. Об этих правилах отлично написали Ильяхов и Сарычева в «Пиши, сокращай». Да, они говорили о других текстах, но часть их правил подходит и для договоров.
Логичность и достаточная подробность условий
Весь текст я проверяю на логичность. Чтобы одно условие вытекало из другого, было при этом обосновано и необходимо в договоре.
Есть такие условия, которые сами собой разумеющиеся, но я исхожу из того, что это они для меня могут быть разумеющимися. А вот сторонам договора лучше их обсудить отдельно и, возможно, включить в договор, при этом не перегружая его избыточными разделами.
Понятность условий
Из договора должно быть недвусмысленно понятно, о чем стороны договорились. Я делаю это, результат такой-то, передаю так-то, вы платите столько-то в такие-то сроки.
Чтобы условия были понятны, исполнителю или подрядчику необходимо самому четко понимать, что он делает и как. Что включено в стоимость, а что оплачивается дополнительно, как будет выглядеть результат, который получит заказчик, в некоторых случаях могут быть указаны и критерии качества, с которыми соглашаются стороны.
В общем, если свести все к одной мысли, то договор не обязательно должен выглядеть, как мозгодробительный код, убивающий всех вокруг. Текст договора может быть френдли для читателя — красивым, логичным и, что самое главное, понятным.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.