Топ-10 ошибок методиста в проектировании онлайн-обучения
Топ-10 ошибок методиста в проектировании программы обучения, избавившись от которых, вы сможете не заморачиваться с геймификацией и не привлекать бадди. Светлана Толубеева гарантирует конверсию в кейс и решение проблемы «ученики не делают домашнее задание». Опытом она поделилась на «Белой конфе».
Почему на самом деле люди сливаются с обучения? Бесполезно проводить для поиска ответов кастдевы, т.к. люди сами даже не осознают истинных причин.
Скорее всего, вы встречали возражения: «Мы не можем бороться с тем, что люди очень заняты, им надо готовить, отвозить детей в школу и т.д.» Вам продают эту идею, и вы начинаете думать, что проблема неразрешима, что обучение невозможно спроектировать так, чтобы у человека была максимальная вовлечённость. Но если хорошенько заморочиться, то вы можете поднять доходимость даже до 100%. Рассказываем, каких ошибок для этого стоит избегать.
Ошибка 1. Не учитывать опыт ученика, а делать контент для всех
Эксперт думает, что человек может сам переложить контент на свой опыт. А если нужно, то задаст вопросы.
Делать общий контент для всех и нравиться всем — это провал.
Антикейс. Предприниматель решил продавать бизнес-наставничество, чтобы бизнес-наставники обучали предпринимателей делать большие деньги. Ученики начали сливаться и требовать возвраты.
Как оказалось, эксперт продал обучение всем, пригласив крутых наставников, которых многие знают. Правда, оказалось, что они очень занятые, и нянчиться с новичками не захотели. Они просто требовали принести разные отчёты, не объясняя, что это такое.
Решением этого же кейса стало разбить учеников на треки и поставить им преподавателей-трекеров как промежуточное звено. В проект вошёл коуч, который расширял мышление предпринимателей, чтобы была готовность расти и вмещать в себя новое.
Последствия ошибки
- Ученики ждут пример и кейс на свой случай и не могут дождаться.
- Люди ругаются, что слишком скучно.
- Люди недовольны, что очень сложно.
- Люди недовольны, что очень просто, жалуются, что в курсе сплошная «вода», которую они и так знали.
- Ученики не могут применить знания в своей практике.
- Люди чувствуют, что вы над ними издеваетесь и зря купили курс.
Что делать?
- Учитывать таксономию Блума и проектировать обучение под ученика (это 6 уровней знаний ученика, которые идут от простых к сложным навыкам).
- Продавать честно, описывая, кому курс подойдёт и нет.
- Делить учеников хотя бы на три привычные уровня: юниор (новичок), мидл, сеньор, и подбирать контент, материалы, подачу и кейсы под их уровень.
Для юниоров важно подробное и детальное объяснение (как детям) самых азов на простых примерах со множеством табличек, схем, картинок.
Для мидлов важна глубина примеров, объяснение, почему не получается именно у них, т.к. эти люди уже что-то делают.
Сеньоры приходят за глубиной и деталями, за новыми непривычными взглядами. Они уже не совершают ошибок, им важнее нетворкинг, общение, вдохновение на что-то новое, чего они ещё не знали. К ним идеален коучинговый подход.
Задание для вас
- Проанализируйте свою ЦА, распределите на потоки.
- Переформулируйте сценарии подачи теории, поменяйте кейсы на адекватные каждому уровню.
- Перепишите практические задания, чтобы человек мог и хотел их внедрить.
Ошибка 2. Не тратить время на долгие разговоры, сразу переходить к делу
Отказываться от вводных слов и уроков, начинать с «мяса».
Антикейс. Вы приходите на мастер-класс по своему хобби, и вам сразу начинают рассказывать про «контрактинг», а вы даже не знаете этого слова. Вам не озвучивают цели мастер-класса, не уточняют ожиданий от вас. Для юниоров это вообще недопустимо и вызовет панику.
Последствия ошибки
- Ученики не дадут вам возможности рассказать заготовленный материал, будут перебивать вопросами, уточнениями, волноваться.
- Часть сделает вид, что всё понимает, но потом будет мучить кураторов.
- Остальные перестанут участвовать в том, что непонятно, вернувшись к понятным делам.
- Вам не оставят отзыва и не выполнят задания.
- Каждый начинает себя вести, как хочет, а вы удивляетесь, почему люди себе это позволяют.
- Люди теряются и не могут найтись. Не признаются вам, что что-то не поняли, не вникают в уроки.
- Ученики продают вам историю, что они сильно заняты, а вы верите и начинаете считать это за истину и решать эту проблему. А там нет решения и быть не может.
Что делать?
- Учитывать цикл групповой динамики Таксона-Левина.
Эта модель показывает психологию групповой динамики и отвечает на вопрос, почему люди во что-то включаются, а почему нет. Если вы игнорируете вводную стадию и не управляете динамикой, то группа управляет вами. У людей нет чётких правил, как себя вести.
- Усилить онбординг для учеников.
Сделать не менее трёх вводных уроков: обозначить цели и правила, чтобы их достичь. Озвучить все механики и условия, при которых возможен результат. Поставить цели на обучение.
Задание для вас
- Сформируйте вводный урок, задайте нужные векторы и пожелания к людям.
- Внесите в каждый сценарий стандартное начало: приветствие, цели, результаты, план, мотивацию.
- Научите ставить цели. Помогите осознать свою точку А и адекватную желаемую точку Б, свяжите это с обучением. Помогите осознать внутреннюю мотивацию.
- Собирайте ожидания.
- Создайте/обозначьте правила игры, задавайте tone of voice.
- Расскажите о том, что ждёт и кто будет помогать, к кому зачем обращаться, что от кого ждать, когда и зачем.
Настоящее обучение начинается с целей, ожиданий и понимания механики, правил и последствий, чтобы легче в эту систему вписаться, иначе каждый ученик будет вести себя, как хочет.
Ошибка 3. Быть не в контакте с учеником
Смотреть только на свой опыт и только его давать и приводить в пример: «А у меня…», «А вот я…».
Антикейс. Два эксперта-нутрициолога давали только свою экспертную информацию, не ориентируясь на аудиторию и даже не общаясь с ней вообще. Ни интервью, ни кастдевов, позиция: «Я разбираюсь, а клиенты — нет».
Рассказывать о своей экспертности — не равно обучать других. Обучать — это упаковать экспертность под ситуацию ученика.
Последствия ошибки
- Подрывает доверие к вам как к эксперту.
- Снижает доверие к инструменту, что он вообще работает.
- Ученик чувствует себя тупым, что его ситуация другая, и он не понимает, как её переложить на себя.
- Человек понимает, что его ситуация далека от вашей, и, значит, он зря купил курс.
- Ученик думает, что опять что-то общее впаривают, но так и не говорят, что конкретно делать ему.
- Юниор в теме пока не способен самостоятельно переложить ваш пример на свой. Ему надо помогать в этом.
Что делать?
- Проводить интервью с учениками самому эксперту. Не давать на откуп маркетологам и методологам.
- Изучать ситуации тех, кого учите: при каких условиях они будут внедрять то, что вы им даёте.
- Расширять свою насмотренность, оказывать услуги, решать вопросы учеников точечно, чтобы во время обучения приводить больше предметных примеров.
- Если опыта пока не хватает, то выбирать формат не курса или наставничества, а более простой, без серьёзных изменений: марафоны, эфиры, мастер-классы, воркшопы, мастерские.
Бизнес-тренинги Светланы полюбили именно за то, что она год изучала проблемы своей ЦА и стала знать все её боли.
Задание для вас
- Вникните в жизнь вашей ЦА, узнайте проблемы учеников до того, как они начнут внедрять ваши знания.
- Стройте материал, подбирайте примеры из их ошибок и проблем: «Я знаю, что часть при внедрении сталкиваются с таким…., а часть с таким… Да? Вот вам решения. А ещё в вашей голове, скорее всего, вот такой вопрос… Да? Вооот, сейчас дам ответ».
- Начинайте разговор со слов: «Итак, часто вы спрашиваете или говорите, что не получается… Сейчас я расскажу, почему, и дам рекомендацию, как исправить».
Ошибка 4. Давать только теорию
Показывать уроки в записи и при этом не давать ученикам практику. Максимум: «Посмотрите урок в записи, я вам дам задание, а вы его выполните». Так вы пропускаете этап живой практики и взаимодействия с людьми. Юниор никогда вашу домашку не выполнит.
Антикейс. Например, вы учите онлайн делать маникюр, и человеку очень страшно переходить к практике. Без поддержки он так и не начнёт.
Последствия ошибки
- После теории мозг человека не пойдёт в практику применять новое, он боится, он не верит, он не пробовал и не доверяет.
- Человек без опыта не внедрит теорию. Это слишком страшно. Один раз услышать чей-то успешный кейс не гарантирует его применение и повторение.
Мозгу страшно и тяжело делать новое и непонятное. У человека нет позитивного опыта. Получается: «Я всё знаю, но не делаю. Потому что страшно, но вслух об этом не скажу».
У кого получается сделать на самом деле? У тех, кто до вас уже пробовал, ошибался и тут услышал на уроке маленький важный нюанс. Остальные не сделают.
Что делать?
- Проектировать уроки с учётом цикла Колба (система обучения, при которой люди получают знания с помощью практики с опорой на свой опыт), включать промежуточную практику и рефлексию.
- Проектировать и проводить живые практические встречи для отработки навыка в полях в безопасности.
Например, в курс по психологии для жизни после уроков в записи добавили живые встречи с кураторами, обучили их. Передали технологию эксперта преподавателям.
Задание для вас
Добавьте в ваш курс больше практических живых встреч для отработки нового.
Ошибка 5. Экономить время на рефлексии и обратной связи
У эксперта частый страх — перегрузить анкетами и вопросами (хотя они смело перегружают знаниями, теорией).
Нужно узнавать у учеников, почему они что-то делают или не делают.
Антикейс. Для корпоративного обучения в фарм-компании заказали тренинг для экспертов, которые обучают сотрудников. Сотрудники жалуются, что неинтересно. Почему ученикам не нравится курс — никто не выяснял, никаких анкет обратной связи нет.
Последствия ошибки
- Не получая обратной связи, вы не управляете эффективностью обучения.
- Начинаете придумывать способы вовлечь, которые только перегружают и путают людей.
- Когда человек не рефлексирует, он не присваивает, не интегрирует новый опыт. Он проходит мимо, как белый шум.
- У большинства людей нет такого навыка, как анализировать и синтезировать полученный опыт, знания, любое новое.
Что делать?
- Мотивировать заполнять анкеты ОС (чем больше открытых вопросов, тем лучше, если хотите сэкономить время, пусть ставят галочки и всё).
- Собирать данные и статистику, вести Excel и графики.
- Сопоставлять и делать выводы.
- Вести статистику и динамику, уточнять, почему проседает тот или иной показатель. Но в процессе, а не в конце, как сюрприз.
- Задавать вопросы для рефлексии ученикам после каждого взаимодействия с ними, чтобы оно стало для них осознанным. Иначе зачем оно тогда случилось?
Пример вопросов: что сейчас для вас происходило и про что это было? Какие вызвало эмоции, чувства? Что понравилось, запомнилось, а что нет? Что точно примените?
Задание для вас
- Внедрите анкеты ОС, посмотрите разницу.
- Включите после каждого взаимодействия хоть один вопрос рефлексии: твоя смысловая выжимка, что себе берёшь из этого?
В обучении таблетка от всех болезней — это рефлексия. Когда ученик осознаёт, что с ним произошло, примеряет на себя и думает: подходит это ему или нет.
Ошибка 6. Отправлять сразу после теории делать задание из практики
Задание при этом выглядит в глазах ученика как: «Пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что». А потом ещё поругать его: мол, что, нельзя было лучше сделать?
Антикейс. Клиент с проектом по систематизации бизнеса даёт ученикам домашнее задание, которое они просто не понимают. Если человек при этом набрался смелости и сделал непонятное для него, а вы говорите, что это плохо — он точно бросит обучение.
Последствия ошибки
- У ученика стресс, что надо сделать новое в небезопасной для него среде.
- Ученик до конца не помнит суть нового, а тем более пока не сложилось понимание, как он может это применить именно в его условиях, поэтому ему легче не делать.
- Боится ошибиться в реальных условиях перед реальными людьми и потерять уважение, репутацию, ресурсы. Поэтому лучше поступить так, как понятно и привычно.
- В голове пока нет шаблонов, как он сам это может воспроизвести, поэтому воспроизводит понятное.
Что делать?
- Давать эталонный пример, как идеально выполнять задание, применить ваш инструмент, метод.
- Отвечать на уточняющие вопросы учеников: что было непонятно в этом примере? Что не удалось переложить на свои особенности в ваших условиях?
- Показать чётко сформулированное задание для отработки в парах, тройках или мини-группах.
- Наблюдать за работой групп, писать себе замечания: что получается у них, а что нет.
- Сначала дать время на рефлексию каждому участнику: что, на его взгляд, ему удалось легче всего, что сложнее.
- Дать свою обратную связь из того, что заметили вы, где не просто озвучиваете ошибку, а сразу решение. Чтобы впредь её не допускать.
- Если это урок в записи, то отдельно записать урок с эталонным примером готового выполненного задания или диалог, как он должен правильно вестись.
Задание для вас
Переформулируйте все задания согласно уровней учеников. Пропишите эталонные примеры ко всем заданиям.
Ошибка 7. Не тренировать в себе умение управлять групповой динамикой
Антикейс. Светлану попросили написать сценарий обучения для подростков по развитию предпринимательского мышления. Всё было готово — с поминутным таймингом. Заказчица взяла вести эти курсы реального предпринимателя. Но сценарий не помог ему, потому что он не умеет взаимодействовать с людьми: подростки себя плохо ведут, и преподаватель теряется.
Отправляйте своих экспертов учиться на курсы бизнес-тренеров, коучей, модераторов, чтобы они учились взаимодействию с людьми.
Последствия ошибки
- Эксперт, не обладая способностью взаимодействовать с группой, не делает этого, боится. Ему не хватает терпения, этики общения, поэтому он не включает живые практические встречи для отработки.
- Для юниоров это фатально. Уроки в теории не гарантируют применение знаний.
Что делать?
- Обучиться навыкам взаимодействия с группой и управления групповой динамикой.
- Обучиться коучингу и навыкам бизнес-тренеров, модераторов, фасилитаторов.
- Если нет желания взаимодействовать с людьми и хочется углубиться в свой контент, то нанимайте специально обученных людей: модераторов, бизнес-тренеров, коучей (у кого развита компетенция управления групповой динамикой).
Задание для вас
Посмотрите, какие простые отработки темы можно передать талантливым кураторам, ученикам, обучив их на преподавателей. Создайте методологию, шаблоны. Они точно справятся и даже будут более понятны юниорам, чем эксперт.
Ошибка 8. Юниорам давать новый инструмент и рассказывать процесс экспертным языком
Рассказывать непонятно, не фиксировать вопросы учеников, считая глупыми.
Антикейс. Светлана участвовала в занятии по музыке. Эксперт вела урок: «Сейчас отбиваем такты, ритмы, включите мелодичность». Даже если перед этим теорию рассказали, ученик-новичок просто забудет её сразу же. И будет чувствовать себя очень глупо.
Последствия ошибки
- Человек не может вписать знания в свою реальность, ему не за что зацепиться. Слова из новой реальности не имеют под собой связей с понятным, поэтому забываются.
- Новый объект, как чужеродный организм, отталкивает, и мозг непонятное саботирует.
- Мозг отключается, и ученик делает вид, что понимает, но теряет нить и связь со своей реальностью.
- Реальности эксперта и ученика не встречаются, у них вообще нет ничего общего.
- Неспособность людей самостоятельно выстраивать связи.
Что делать?
- Приводите метафоры, аналогии, сравнения, ассоциации, которые максимально понятны и известны.
- Приводите примеры из жизни учеников.
- Повторите несколько раз, чтобы новая связь укрепилась.
Метафоры — ещё одна волшебная таблетка для вас, если вы хотите, чтобы ученик запомнил материал.
Ошибка 9. Не помогать ученикам ставить цели на обучение
Не ставить цели и сразу давать контент, без осознания учеником своей внутренней мотивации и намерений. Эксперт считает, что нет смысла собирать ожидания, ведь ученики сами всё понимают, сами купили, программу видели, зачем об этом говорить?
Если вы понимаете внутреннюю мотивацию людей, то вы разговариваете с ними на их языке, можете узнавать и доносить до них смыслы.
Последствия ошибки
- Нет конверсии в кейс, потому что людям непонятно, зачем и куда они шли, а значит, непонятно, пришли ли.
- Непонятно, зачем конкреьный урок: нет сцепки с намерениями человека, он пока сам не видит и не осознаёт её.
- Ученики не понимают свою цель участия. У них внутри постоянное ощущение, что они зря тратят своё время.
- Ученик легко проявляет недовольство контентом, экспертом, потому что внутри недоволен собой, что ему самому непонятно, зачем он тут.
- Если вы не знаете ожиданий — вы не можете ими управлять, как и вниманием учеников.
Что делать?
- В первых уроках давать задание поставить цель на обучение. Сначала цель на год в этой области, где учится, а потом, отталкиваясь от неё, цель, чтобы всё органично вписывалось в жизнь. Так повышается внутренняя мотивация, ею проще управлять и вовлекать через неё.
- Зная цели учеников, вы можете постоянно к ним обращаться, чтобы вовлекать.
Задание для вас
Внести в свой курс урок по постановке цели на год и на обучение. Взять за практику ставить полноценный вводный модуль.
Ошибка 10. Впихивать невпихуемое
Игнорировать законы запоминания. Это тот случай, когда большее — враг хорошего.
Например, этим грешат 90% курсов по психологии и бизнесу/управлению. Потому что хотят дать большой объём и построить много связей, а эксперту сложно дозировать информацию.
Что делать?
- Соблюдать закон 3+-1. В голову человека больше четырёх объектов не вмещаются.
- Если вы прокачиваете soft skills, выбирайте более длительные форматы для обеспечения результата.
- Стройте сразу экосистемы, чтобы человек осваивал софты органично, переходя из продукта в продукт, постепенно.
- Не обещайте быстрых результатов, помните, что человеку нужно время, чтобы усвоить материал, чтобы укрепились нейронные связи.
- Формируйте условия для устойчивого результата: напоминалки, мини-практики, сессии, обратная связь, корректировка и пр. Работает система, а не разовые фишки в формировании навыка.
- Фишки хороши при мотивации и для вовлечения в тему, чтобы человек захотел её освоить, далее — это не работает. Дальше нужна дисциплина, чтобы это переросло в норму поведения.
Задание для вас. Пересмотрите все ваши уроки и модули: сколько вы там даёте одновременно объектов? Пересмотрите формулировки целей в темах, связанных с формированием новых навыков, soft skills.
Ключевые фокусы как итог
Теперь объедините всё, что вы узнали, до четырёх объектов. Потом — до одного ключевого тезиса.
Например, мы разобрали 10 ключевых ошибок. Четыре главных тезиса из них.
- Учитывайте уровень развития ученика.
- Развивайте мышление и связь с новыми знаниями. Помогайте делать рефлексию, ставьте цели.
- Будьте понятны. Помогайте человеку осознавать и присваивать знания. Вводите метафоры, примере на опыте учеников.
- Вносите в обучение практику.
Теперь вынесем ключевой тезис.
Цель обучения — не просто закидать ученика новыми объектами, а выстроить прочные связи с новым, через понятное и практику.
На этом многие экономят, но именно это даёт результат. Если сэкономили, результата не ждите.
Настоящее обучение — это квантовая физика. Связи реальны, объекты вероятностны.
Используйте инструмент, выделяя 4 ключевых тезиса и 1 главную суть, в своих обучениях, чтобы люди закрепили информацию в своей голове.
Собираем только качественный образовательный контент для всех участников индустрии: кейсы, обзоры, личные мнения лидеров онлайн-образования. И делимся им с вами.
Подпишитесь на рассылку, мы отправим вам подарок — разбор 12 воронок продаж от Дмитрия Румянцева, которые не вызывают негатива и дают высокую конверсию.